Педагогическая диагностика индивидуального развития воспитанников МАДОУ № 326

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 326
МАДОУ - детский сад № 326
Приняты
Педагогическим советом
МАДОУ – детский сад № 326
31 августа 2023 г.
Протокол № 5

Педагогическая диагностика
индивидуального развития воспитанников МАДОУ № 326

2023

Основным методом педагогической диагностики по ФОП ДО является наблюдение за
деятельностью детей: их общением, игрой, рисованием, лепкой, конструированием,
исследованием. В случае необходимости можно создавать проблемные ситуации, в
которых выявлять уровень развития у ребенка той или иной деятельности.
Педагогическая диагностика по ФОП ДО проводится не менее двух раз в год, на
протяжении всего дошкольного детства, за исключение адаптационного периода при
поступлении ребенка в детский сад.
Педагогическая диагностика согласно ФОП ДО осуществляется в процессе наблюдения
за самостоятельной деятельностью детей.
Педагогическая диагностика, используемая в Программе, базируется на следующих
принципах.
1. Развитие ребенка есть процесс в значительной мере контролируемый, и полноценная
реализация задатков ребенка предполагает его интенсивное «развивание» в соответствии
с сознательно поставленными целями. Это значит, что разрабатываемая система
нормативных ориентиров будет более адекватно воспринята педагогами- практиками,
если она помимо исполнительских стандартов будет включать и нормы целевого
характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка.
2. Вводимые целевые ориентиры должны стать органичным средством практического
мышления любого воспитателя (и даже любого воспитывающего взрослого), и не
предполагать непременного участия в образовательном процессе психолога-диагноста.
Сбор информации о ребенке и проектирование образовательного процесса должны
производиться воспитателями при участии родителей, а психолога и других
специалистов следует привлекать лишь тогда, когда зафиксировано существенное
отклонение в развитии ребенка от нормы или в каких-то иных проблемных случаях.
3. Задавая целевые ориентиры в области развития ребенка, мы следовали такому
принципу, как сближение диагностики и образовательной практики. Сама деятельность
детей в заданных ФОП ДО образовательных условиях дает педагогу возможность
непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в
отношении к психолого-педагогической нормативной картине.
Общие принципы построения карты развития
Первое, что необходимо учитывать при реальном построении карты развития, – это
занятость воспитателя. Наблюдения в детских садах показывают, что периодическое
заполнение такого рода форм (обычно это делается в конце учебного года) весьма часто
воспринимается воспитателями как досадная дополнительная нагрузка, ничего не
дающая ни для прояснения ситуации, ни для практической работы. Поэтому карта
должна быть безусловно полезной, то есть соответствовать содержанию деятельности
воспитателя, не дублировать то, что воспитатель хорошо делает и без карты, быть
предельно компактной и не требовать от воспитателя действий, выходящих за рамки его
обычной компетенции.
Далее, чтобы воспитатель мог оперативно использовать систему нормативов развития в
своей практике, она должна органично входить в его сознание и служить удобной
целостной меркой развития ребенка, соответствие которой (или отклонение от нее) и

направляли бы педагогическую работу. Иначе говоря, речь идет о построении системы
возрастных нормативов, позволяющей воспитателю «схватывать» существенные черты
основных этапов развития ребенка в рамках психологического возраста, и оставляющей
возможность при необходимости взглянуть на ребенка «аналитически», т.е. обратиться к
частным диагностическим показателям развития без утери целостного видения.
Такой подход отвечает не только научным представлениям о нормативной диагностике
психического развития, но и созвучен характеру того интуитивного «образа» ребенка,
который стихийно складывается в сознании воспитателя.
Как показало исследование Н.А.Коротковой, воспитатель в реальной практике не
оценивает ребенка по частным нормативам, предполагающим аналитическую работу, в
которой ребенок раскладывается на отдельные части. Основным инструментом
практического педагога является не «линейка», а глазомер. Именно так он «схватывает»
ребенка в его существенных чертах, не теряя его как живое целое.
Результаты исследования показали также, что наиболее значимыми для воспитателей
выступают не столько черты качественного своеобразия возраста, сколько черты
личностного своеобразия – характерологические, поведенческие и коммуникативные
характеристики ребенка, делающие его социально приемлемым, т.е. основной ракурс
видения ребенка воспитателем – «общечеловеческий», а не возрастной.
В пространстве «образа» дошкольника у воспитателя существенное место занимают и
общие характеристики, относящиеся к сфере психических процессов, произвольности,
самостоятельности, и составляющие часть «научного образа» дошкольника.
Что же касается характеристик ребенка, относящихся к его игровой деятельности
(принятой в научных концепциях за интегральный отличительный признак возраста), то
они представлены в пространстве «образа» дошкольника у воспитателей незначительно,
а связанные с ними характеристики воображения практически отсутствуют.
Следовательно, нормативный образ дошкольника в научных концепциях и «образ»
дошкольника у воспитателя лишь частично совпадают (имеют общие смысловые поля);
существенная лакуна в «образе» дошкольника у воспитателя – игра и воображение
ребенка.
Вопреки распространенному мнению, что для воспитателей значима не личность
ребенка, а оценка его в терминах конкретных знаний-умений-навыков, исследование
показало, что в пространстве «образа» дошкольника у воспитателей эти характеристики
занимают весьма незначительное место, находясь на его периферии. Более того,
описание сходства-различия детей дается воспитателями, по большей части, не в
профессиональной (педагогической) терминологии, а в терминах обыденного языка,
каждый из которых охватывает (синтезирует) целый ряд психологических качеств
ребенка, позволяет воспитателю характеризовать, «схватывать» его целостно.
Таким образом, задача разработки нормативов развития заключается прежде всего в том,
чтобы, не разрушая без надобности интуитивные когнитивные модели воспитателя,
дополнить их научно выверенным (целостным) возрастным видением развития ребенка.
В свете вышеизложенного можно предположить, что карта развития по содержанию
должна ограничиваться системой интегральных возрастных показателей развития,
намечающих ступени проявления субъектное (уровни проявления инициативности в

основных видах деятельностей), а по форме быть индивидуально-групповой (по типу
школьного журнала). В этом случае карта будет, с одной стороны, максимально
компактной, а с другой – позволит видеть групповую картину: доминирующий уровень
развития детей в группе и детей, развитие которых отклоняется в сторону запаздывания
или опережения. На наш взгляд, наличие такой картины вполне достаточно для принятия
эффективных мер по индивидуализации образовательного процесса.
Принятие решений относительно детей, уровень развития которых резко отличается от
группового, может потребовать дополнительной более детальной диагностики. В
обычных случаях ее следует поручать специалистам. Если же воспитатель имеет
соответствующую подготовку и практику, то он может делать это самостоятельно,
выбирая методы диагностики и коррекции по своему усмотрению.
Что касается вспомогательной карты, отражающей психологический фон развития
ребенка, то она тоже должна быть индивидуально-групповой и максимально
компактной.
Сбор данных о развитии ребенка не исчерпывает всей информации о нем, необходимой
для организации образовательного процесса. В современной, особенно западной,
психолого-педагогической литературе часто отмечается, что воспитателю важно иметь
представление о характерологических особенностях ребенка – чтобы быть адекватным
при установлении контакта с ним, об индивидуальных интересах и способностях —
чтобы организовать среду, мотивирующую активную творческую деятельность ребенка,
о знаниях и умениях ребенка — чтобы выполнить программу социализации, и т.п. При
этом предлагаются множество печатных форм для систематической регистрации этих
данных с рекомендациями по проведению их анализа и коррекции педагогического
процесса.
На наш взгляд, такое усложнение деятельности воспитателя вряд ли оправдано, тем
более, что по данным исследования Н.А. Коротковой характерологические особенности
ребенка откладываются в памяти воспитателя сами собой, а освоение ребенком основных
нормативных содержаний регулируется содержанием образовательной программы и
социокультурными ожиданиями.
Нормативная карта развития
Карта развития – это простой и удобный инструмент, позволяющий определять
индивидуально-групповую картину развития детей в соответствии с общепринятыми
возрастными нормами развития и, при необходимости (в случае обнаружения отставания
детей в той или иной сфере развития, или «забегания вперед» большой части группы)
изменять тактику организации текущего образовательного процесса (подтягивать
дефицитные сферы или усложнять содержание, учитывая достигнутый уровень
развития).
В основу нормативной карты развития положены два момента.
Первый момент – учет интегральных показателей развития ребенка в дошкольном
возрасте, а именно –интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик
деятельности. Здесь мы выделяем крайние нормативные точки в 3 и 6-7 лет
(соответствующие началу и концу возрастного диапазона), и точку качественного сдвига
в психическом складе ребенка, когда можно сказать, что он уже совсем не такой, как в 3

года, но еще совсем не такой, как в 6-7 лет. Точку этого качественного сдвига мы
относим к промежутку между 4-5 годами, опираясь на многочисленные научные
исследования развития детей.
Таким образом, в диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных
«образа» дошкольника, последовательная смена которых должна служить самым общим
ориентиром для воспитателя в оценивании индивидуально-группового продвижения
детей в развитии.
Говоря
об
изменениях
интеллектуальных
и мотивационно-динамических
характеристик деятельности, мы имеем в виду переход от ситуационной связанности
окружающим предметным полем и процессуальной мотивации, типичных для ребенка
трех лет, к появлению замысла-цели (осознанного намерения делать что-то, уже вне
прямой зависимости от наличной предметной обстановки) с тенденцией к его
воплощению, пока еще неустойчивой, и далее переход к достаточно оформленным
замыслам-целям (осознанным намерениям), воплощающимся в соотносимых с ними
результатах (т.е. к смене процессуальной мотивации мотивацией достижения
результата).
Тогда, качественные сдвиги в развитии ребенка в диапазоне дошкольного возраста
предстают перед нами в виде трех ступеней(уровней):
1) ситуативная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация;
2) появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным
сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, нет стремления к
достижению определенного результата);
3) четко оформленный замысел (цель), воплощающийся (реализующийся) в продукте
(результате), мотивация достижения определенного результата.
Намечая эти основные вехи в развитии дошкольника, мы опирались на концептуальные
положения и фактическую картину сдвигов в интеллектуально-мотивационных
характеристиках деятельности ребенка, обозначенных в работах Л.С. Выготского, А.Н..
Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.
Второй момент, положенный в основу нормативной карты развития – учет возрастающей
активности, инициативности ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных
сферах .
Основанием выделения сторон (сфер) инициативы послужили мотивационносодержательные
характеристики
деятельности,
т.е.
собственно
предметносодержательная направленность активности ребенка.
Учитывались основные сферы инициативности ребенка (или субъектной активности),
которые, с одной стороны, обеспечивают развитие наиболее важных психических
процессов (психических новообразований возраста), а с другой стороны, обеспечивают
эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им
дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики, которые
традиционно отведены обществом для дошкольника.

К этим сторонам (сферам) инициативы были отнесены следующие:
1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую
деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды
продуктивной деятельности -рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по
преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность,
планирующая функция речи);
3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со
сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
4)
познавательная
инициатива
–
любознательность
(включенность
в
экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где
развиваются
способности
устанавливать
пространственно-временные,
причинно-следственные и родо-видовые отношения).
Характер инициативы в каждой сфере раскладывается, в соответствии с общими
сдвигами в интеллектуально-мотивационной структуре деятельности, на 3 качественных
уровня, типичных для того или иного возрастного диапазона.
В МАДОУ № 326 при проведении диагностики используется электронный вариант
заполнения карт. Работа проводится на платформе межрегионального научнометодического сообщества Миры Детства.( https://miridetstva.ru/).

Вторая младшая группа
ФИО воспитателя __________________________
ФИО
ребенка___________________________________
Вторая младшая группа
Дата
рождения_________________________________
Первый диагностический срез (сентябрь/октябрь) Дата
заполнения________________________________
Нормативная карта развития
Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности
детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
разнообразные
Ребенок
игровые
активно
замыслы,
развёртывает
Ребенок имеет
активно
Изредка
Изредка
и повторяет
первоначальный
создаёт
несколько
замысел,
предметную
связанных по
развертывает
обстановку,
смыслу
сюжетные
выстраивает
игровых
эпизоды,
связанный
Обычно
Обычно
действий
зачастую не
оригинальный
(роль в
связанные друг
сюжет. Может
действии),
с другом.
осознанно
использует
Принимает и
использовать
предметыобозначает в
смену ролей.
заместители
речи игровые
Замысел
в условном
роли.
воплощается в
игровом
речи и/или в
значении.
предметном
макете,
рисунке.

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «нет» или «изредка» 1го уровня инициативы
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие
(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной
деятельности детей)
1 уровень

2 уровень

3 уровень

Ребенок хочет
Нет
Нет
Формулирует и
Формулирует
включиться в
удерживает
цель будущей
процесс
цель в
работы, в
деятельности
процессе
процессе цель
(хочу лепить,
работы,
может
Изредка
Изредка
рисовать,
фиксирует в
измениться,
строить), цель
речи конечный
но
не обозначает,
результат,
фиксируется
бросает работу
критичен к
конечный
при появлении Обычно
нему.
Обычно
результат:
отвлекающего
Стремиться
«Нарисую
момента. Не
вернуться к
домик –
возвращается
прерванной
получился
к прерванной
работе, довести
кораблик».
работе.
ее до конца.

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «нет» или «изредка» 1го уровня инициативы
Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной
самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень

3 уровень

Нет

Ребенок
Нет
Нет
стремится к
Ребенок подробно
парному
рассказывает
Ребенок
взаимодействию
партнерам по
обращается к
«Давай
взаимодействию
сверстнику
Изредка
Изредка
Изредка
сделаем/сыграем»,
замыслы и цели,
комментируя
поддерживает
договаривается о
свои действия,
диалог при
распределении
при этом не
выполнении
действий/ролей.
старается быть
каких-либо
Избирателен в
Обычно
Обычно
Обычно
понятым,
совместных
выборе партнеров,
довольствуется
действий,
стремится к
обществом
начинает
взаимопониманию,
любого.
проявлять
осуществлению
избирательность в
задуманного.
выборе партнера.
Нормой является ответ «нет» или «изредка» 1го уровня инициативы

Итог: ______________

Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью
в свободной
1 уровень

2 уровень
Нет

3 уровень
Нет

Ребенок
интересуется
Ребенок
Ребенок задает
отвлеченными
интересуется
вопросы про
вещами, способен
новыми
конкретные
к простому
Изредка
Изредка
предметами,
вещи, явления
рассуждению,
манипулирует
(что, как,
стремиться
ими. Действия с
зачем?),
упорядочить
предметами
высказывает
факты. Проявляет
многократно
свои
интерес к
Обычно
Обычно
повторяются.
предположения.
символам
(графическим
схемам, письму)

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «нет» или «изредка» 1го уровня инициативы
Итог: ______________

ФИО воспитателя __________________________
Вторая младшая группа
Первый диагностический срез (сентябрь/октябрь)

ФИО ребенка___________________________________
Дата рождения_________________________________
Дата заполнения________________________________

Нормативная карта развития
Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет несколько
связанных по смыслу
игровых действий
(роль в действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
первоначальный
замысел,
развертывает
сюжетные эпизоды,
зачастую не
связанные друг с
другом. Принимает и
обозначает в речи
игровые роли.

Изредка

Обычно

Ребенок имеет
разнообразные игровые
замыслы, активно
создаёт предметную
обстановку, выстраивает
связанный
оригинальный сюжет.
Может осознанно
использовать смену
ролей. Замысел
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Нет

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «нет» или «изредка» 1го уровня инициативы
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок хочет
включиться в
процесс
деятельности (хочу
лепить, рисовать,
строить), цель не
обозначает, бросает
работу при
появлении
отвлекающего
момента. Не
возвращается к
прерванной работе.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Формулирует цель
будущей работы, в
процессе цель может
измениться, но
фиксируется
конечный результат:
«Нарисую домик –
получился
кораблик».

Изредка

Обычно

Нет

Формулирует и
удерживает цель в
процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
прерванной работе,
довести ее до конца.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «нет» или «изредка» 1го уровня инициативы
Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок обращается
к сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок стремится к
парному
взаимодействию
«Давай
сделаем/сыграем»,
поддерживает диалог
при выполнении
каких-либо
совместных
действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «нет» или «изредка» 1го уровня инициативы
Итог: ______________

Нет
Ребенок подробно
рассказывает партнерам
по взаимодействию
замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
партнеров, стремится к
взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
интересуется новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок задает
вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?), высказывает
свои предположения.

Изредка

Обычно

Нет

Ребенок интересуется
отвлеченными вещами,
способен к простому
рассуждению,
стремиться упорядочить
факты. Проявляет
интерес к символам
(графическим схемам,
письму)

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «нет» или «изредка» 1го уровня инициативы
Итог: ______________

ФИО воспитателя __________________________
Вторая младшая группа
Второй диагностический срез (январь/февраль)

ФИО ребенка___________________________________
Дата рождения_________________________________
Дата заполнения________________________________

Нормативная карта развития
Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет несколько
связанных по смыслу
игровых действий
(роль в действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
первоначальный
замысел,
развертывает
сюжетные эпизоды,
зачастую не
связанные друг с
другом. Принимает и
обозначает в речи
игровые роли.

Изредка

Обычно

Нет
Ребенок имеет
разнообразные игровые
замыслы, активно
создаёт предметную
обстановку, выстраивает
связанный
оригинальный сюжет.
Может осознанно
использовать смену
ролей. Замысел
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

Изредка

Обычно

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок хочет
включиться в
процесс
деятельности (хочу
лепить, рисовать,
строить), цель не
обозначает, бросает
работу при
появлении
отвлекающего
момента. Не
возвращается к
прерванной работе.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Формулирует цель
будущей работы, в
процессе цель может
измениться, но
фиксируется
конечный результат:
«Нарисую домик –
получился
кораблик».

Изредка

Обычно

Нет

Формулирует и
удерживает цель в
процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
прерванной работе,
довести ее до конца.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок обращается
к сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок стремится к
парному
взаимодействию
«Давай
сделаем/сыграем»,
поддерживает диалог
при выполнении
каких-либо
совместных
действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Изредка

Обычно

Нет
Ребенок подробно
рассказывает партнерам
по взаимодействию
замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
партнеров, стремится к
взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________

Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень
Ребенок

2 уровень
Нет

Ребенок задает

3 уровень
Нет

Ребенок интересуется

Нет

интересуется новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Изредка

вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?), высказывает
свои предположения.

Обычно

Изредка

отвлеченными вещами,
способен к простому
рассуждению,
стремиться упорядочить
факты. Проявляет
интерес к символам
(графическим схемам,
письму)

Обычно

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________

ФИО воспитателя __________________________
Вторая младшая группа
Финальный диагностический срез (май/июнь)

ФИО ребенка___________________________________
Дата рождения_________________________________
Дата заполнения________________________________

Нормативная карта развития
Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет несколько
связанных по смыслу
игровых действий
(роль в действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
первоначальный
замысел,
развертывает
сюжетные эпизоды,
зачастую не
связанные друг с
другом. Принимает и
обозначает в речи
игровые роли.

Изредка

Обычно

Нет
Ребенок имеет
разнообразные игровые
замыслы, активно
создаёт предметную
обстановку, выстраивает
связанный
оригинальный сюжет.
Может осознанно
использовать смену
ролей. Замысел
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень
Ребенок хочет

2 уровень
Нет

Формулирует цель

3 уровень
Нет

Формулирует и

Нет

включиться в
процесс
деятельности (хочу
лепить, рисовать,
строить), цель не
обозначает, бросает
работу при
появлении
отвлекающего
момента. Не
возвращается к
прерванной работе.

Изредка

будущей работы, в
процессе цель может
измениться, но
фиксируется
конечный результат:
«Нарисую домик –
получился
кораблик».

Обычно

Изредка

удерживает цель в
процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
прерванной работе,
довести ее до конца.

Обычно

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок обращается
к сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок стремится к
парному
взаимодействию
«Давай
сделаем/сыграем»,
поддерживает диалог
при выполнении
каких-либо
совместных
действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Изредка

Обычно

Нет
Ребенок подробно
рассказывает партнерам
по взаимодействию
замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
партнеров, стремится к
взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень
Ребенок
интересуется новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

2 уровень
Нет

Изредка

3 уровень
Нет

Ребенок задает
вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?), высказывает
свои предположения.

Изредка

Ребенок интересуется
отвлеченными вещами,
способен к простому
рассуждению,
стремиться упорядочить
факты. Проявляет
интерес к символам
(графическим схемам,

Нет

Изредка

письму)
Обычно

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Обычно

Средняя группа
ФИО воспитателя __________________________
Средняя группа
Первый диагностический срез (сентябрь/октябрь)

ФИО ребенка___________________________________
Дата рождения_________________________________
Дата заполнения________________________________

Нормативная карта развития
Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет несколько
связанных по смыслу
игровых действий
(роль в действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
первоначальный
замысел,
развертывает
сюжетные эпизоды,
зачастую не
связанные друг с
другом. Принимает и
обозначает в речи
игровые роли.

Изредка

Обычно

Нет
Ребенок имеет
разнообразные игровые
замыслы, активно
создаёт предметную
обстановку, выстраивает
связанный
оригинальный сюжет.
Может осознанно
использовать смену
ролей. Замысел
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок хочет
включиться в
процесс
деятельности (хочу
лепить, рисовать,
строить), цель не
обозначает, бросает
работу при
появлении
отвлекающего
момента. Не
возвращается к
прерванной работе.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Формулирует цель
будущей работы, в
процессе цель может
измениться, но
фиксируется
конечный результат:
«Нарисую домик –
получился
кораблик».

Изредка

Обычно

Нет

Формулирует и
удерживает цель в
процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
прерванной работе,
довести ее до конца.

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________

Изредка

Обычно

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок обращается
к сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок стремится к
парному
взаимодействию
«Давай
сделаем/сыграем»,
поддерживает диалог
при выполнении
каких-либо
совместных
действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Изредка

Обычно

Нет
Ребенок подробно
рассказывает партнерам
по взаимодействию
замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
партнеров, стремится к
взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________

Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
интересуется новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок задает
вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?), высказывает
свои предположения.

Изредка

Обычно

Нет

Ребенок интересуется
отвлеченными вещами,
способен к простому
рассуждению,
стремиться упорядочить
факты. Проявляет
интерес к символам
(графическим схемам,
письму)

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 1го уровня инициативы.
Итог: ______________

ФИО воспитателя __________________________
Средняя группа
Второй диагностический срез (январь/февраль)

ФИО ребенка___________________________________
Дата рождения_________________________________
Дата заполнения________________________________

Нормативная карта развития

Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет несколько
связанных по смыслу
игровых действий
(роль в действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
первоначальный
замысел,
развертывает
сюжетные эпизоды,
зачастую не
связанные друг с
другом. Принимает и
обозначает в речи
игровые роли.

Изредка

Обычно

Нет
Ребенок имеет
разнообразные игровые
замыслы, активно
создаёт предметную
обстановку, выстраивает
связанный
оригинальный сюжет.
Может осознанно
использовать смену
ролей. Замысел
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок хочет
включиться в
процесс
деятельности (хочу
лепить, рисовать,
строить), цель не
обозначает, бросает
работу при
появлении
отвлекающего
момента. Не
возвращается к
прерванной работе.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Формулирует цель
будущей работы, в
процессе цель может
измениться, но
фиксируется
конечный результат:
«Нарисую домик –
получился
кораблик».

Изредка

Обычно

Нет

Формулирует и
удерживает цель в
процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
прерванной работе,
довести ее до конца.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень
Ребенок обращается

2 уровень
Нет

Ребенок стремится к

3 уровень
Нет

Ребенок подробно

Нет

к сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

Изредка

Обычно

парному
взаимодействию
«Давай
сделаем/сыграем»,
поддерживает диалог
при выполнении
каких-либо
совместных
действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Изредка

Обычно

рассказывает партнерам
по взаимодействию
замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
партнеров, стремится к
взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
интересуется новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок задает
вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?), высказывает
свои предположения.

Изредка

Обычно

Нет

Ребенок интересуется
отвлеченными вещами,
способен к простому
рассуждению,
стремиться упорядочить
факты. Проявляет
интерес к символам
(графическим схемам,
письму)

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 1го уровня инициативы, «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

ФИО воспитателя __________________________
Средняя группа
Финальный диагностический срез (май/июнь)

ФИО ребенка___________________________________
Дата рождения_________________________________
Дата заполнения________________________________

Нормативная карта развития
Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень
Ребенок активно
развёртывает и
повторяет несколько

2 уровень
Нет

Ребенок имеет
первоначальный
замысел,

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
разнообразные игровые
замыслы, активно

Нет

связанных по смыслу
игровых действий
(роль в действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Изредка

развертывает
сюжетные эпизоды,
зачастую не
связанные друг с
другом. Принимает и
обозначает в речи
игровые роли.

Обычно

Изредка

Обычно

создаёт предметную
обстановку, выстраивает
связанный
оригинальный сюжет.
Может осознанно
использовать смену
ролей. Замысел
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы. «Изредка» возможно при значении
«обычно» на 1ом уровне.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок хочет
включиться в
процесс
деятельности (хочу
лепить, рисовать,
строить), цель не
обозначает, бросает
работу при
появлении
отвлекающего
момента. Не
возвращается к
прерванной работе.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Формулирует цель
будущей работы, в
процессе цель может
измениться, но
фиксируется
конечный результат:
«Нарисую домик –
получился
кораблик».

Изредка

Обычно

Нет

Формулирует и
удерживает цель в
процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
прерванной работе,
довести ее до конца.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы. «Изредка» возможно при значении
«обычно» на 1ом уровне.
Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок обращается
к сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

Изредка

Ребенок стремится к
парному
взаимодействию
«Давай
сделаем/сыграем»,
поддерживает диалог
при выполнении
каких-либо
совместных
действий, начинает

3 уровень
Нет

Изредка

Ребенок подробно
рассказывает партнерам
по взаимодействию
замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
партнеров, стремится к
взаимопониманию,

Нет

Изредка

Обычно

проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Обычно

осуществлению
задуманного.

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы. «Изредка» возможно при значении
«обычно» на 1ом уровне.
Итог: ______________

Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
интересуется новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок задает
вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?), высказывает
свои предположения.

Изредка

Обычно

Нет

Ребенок интересуется
отвлеченными вещами,
способен к простому
рассуждению,
стремиться упорядочить
факты. Проявляет
интерес к символам
(графическим схемам,
письму)

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы. «Изредка» возможно при значении
«обычно» на 1ом уровне.
Итог: ______________

Старшая группа
ФИО воспитателя __________________________
Старшая группа
Первый диагностический срез (сентябрь/октябрь)

ФИО ребенка___________________________________
Дата рождения_________________________________
Дата заполнения________________________________

Нормативная карта развития
Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет несколько
связанных по смыслу
игровых действий
(роль в действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
первоначальный
замысел,
развертывает
сюжетные эпизоды,
зачастую не
связанные друг с
другом. Принимает и
обозначает в речи
игровые роли.

Изредка

Обычно

Нет
Ребенок имеет
разнообразные игровые
замыслы, активно
создаёт предметную
обстановку, выстраивает
связанный
оригинальный сюжет.
Может осознанно
использовать смену
ролей. Замысел
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок хочет
включиться в
процесс
деятельности (хочу
лепить, рисовать,
строить), цель не
обозначает, бросает
работу при
появлении
отвлекающего
момента. Не
возвращается к
прерванной работе.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Формулирует цель
будущей работы, в
процессе цель может
измениться, но
фиксируется
конечный результат:
«Нарисую домик –
получился
кораблик».

Изредка

Обычно

Нет

Формулирует и
удерживает цель в
процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
прерванной работе,
довести ее до конца.

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Изредка

Обычно

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок обращается
к сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок стремится к
парному
взаимодействию
«Давай
сделаем/сыграем»,
поддерживает диалог
при выполнении
каких-либо
совместных
действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Изредка

Обычно

Нет
Ребенок подробно
рассказывает партнерам
по взаимодействию
замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
партнеров, стремится к
взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
интересуется новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок задает
вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?), высказывает
свои предположения.

Изредка

Обычно

Нет

Ребенок интересуется
отвлеченными вещами,
способен к простому
рассуждению,
стремиться упорядочить
факты. Проявляет
интерес к символам
(графическим схемам,
письму)

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «изредка» или «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

ФИО воспитателя __________________________
Старшая группа
Второй диагностический срез (январь/февраль)

ФИО ребенка___________________________________
Дата рождения_________________________________
Дата заполнения________________________________

Нормативная карта развития

Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет несколько
связанных по смыслу
игровых действий
(роль в действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
первоначальный
замысел,
развертывает
сюжетные эпизоды,
зачастую не
связанные друг с
другом. Принимает и
обозначает в речи
игровые роли.

Изредка

Обычно

Нет
Ребенок имеет
разнообразные игровые
замыслы, активно
создаёт предметную
обстановку, выстраивает
связанный
оригинальный сюжет.
Может осознанно
использовать смену
ролей. Замысел
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок хочет
включиться в
процесс
деятельности (хочу
лепить, рисовать,
строить), цель не
обозначает, бросает
работу при
появлении
отвлекающего
момента. Не
возвращается к
прерванной работе.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Формулирует цель
будущей работы, в
процессе цель может
измениться, но
фиксируется
конечный результат:
«Нарисую домик –
получился
кораблик».

Изредка

Обычно

Нет

Формулирует и
удерживает цель в
процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
прерванной работе,
довести ее до конца.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень
Ребенок обращается

2 уровень
Нет

Ребенок стремится к

3 уровень
Нет

Ребенок подробно

Нет

к сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

Изредка

Обычно

парному
взаимодействию
«Давай
сделаем/сыграем»,
поддерживает диалог
при выполнении
каких-либо
совместных
действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Изредка

Обычно

рассказывает партнерам
по взаимодействию
замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
партнеров, стремится к
взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________

Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
интересуется новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок задает
вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?), высказывает
свои предположения.

Изредка

Обычно

Нет

Ребенок интересуется
отвлеченными вещами,
способен к простому
рассуждению,
стремиться упорядочить
факты. Проявляет
интерес к символам
(графическим схемам,
письму)

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________

ФИО воспитателя __________________________
Старшая группа
Финальный диагностический срез (май/июнь)

ФИО ребенка___________________________________
Дата рождения_________________________________
Дата заполнения________________________________

Нормативная карта развития
Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень
Ребенок активно

2 уровень
Нет

Ребенок имеет

3 уровень
Нет

Ребенок имеет

Нет

развёртывает и
повторяет несколько
связанных по смыслу
игровых действий
(роль в действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Изредка

первоначальный
замысел,
развертывает
сюжетные эпизоды,
зачастую не
связанные друг с
другом. Принимает и
обозначает в речи
игровые роли.

Обычно

Изредка

Обычно

разнообразные игровые
замыслы, активно
создаёт предметную
обстановку, выстраивает
связанный
оригинальный сюжет.
Может осознанно
использовать смену
ролей. Замысел
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок хочет
включиться в
процесс
деятельности (хочу
лепить, рисовать,
строить), цель не
обозначает, бросает
работу при
появлении
отвлекающего
момента. Не
возвращается к
прерванной работе.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Формулирует цель
будущей работы, в
процессе цель может
измениться, но
фиксируется
конечный результат:
«Нарисую домик –
получился
кораблик».

Изредка

Обычно

Нет

Формулирует и
удерживает цель в
процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
прерванной работе,
довести ее до конца.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень
Ребенок обращается
к сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

2 уровень
Нет

Изредка

Ребенок стремится к
парному
взаимодействию
«Давай
сделаем/сыграем»,
поддерживает диалог
при выполнении
каких-либо

3 уровень
Нет

Изредка

Ребенок подробно
рассказывает партнерам
по взаимодействию
замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе

Нет

Изредка

Обычно

совместных
действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Обычно

партнеров, стремится к
взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
интересуется новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Изредка

Обычно

Ребенок задает
вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?), высказывает
свои предположения.

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы.
Итог: ______________

3 уровень
Нет

Изредка

Обычно

Нет

Ребенок интересуется
отвлеченными вещами,
способен к простому
рассуждению,
стремиться упорядочить
факты. Проявляет
интерес к символам
(графическим схемам,
письму)

Изредка

Обычно

Подготовительная группа
ФИО воспитателя __________________________
Подготовительная группа
Первый диагностический срез (сентябрь/октябрь)

ФИО ребенка___________________________________
Дата рождения_________________________________
Дата заполнения________________________________

Нормативная карта развития
Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет несколько
связанных по смыслу
игровых действий
(роль в действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
первоначальный
замысел,
развертывает
сюжетные эпизоды,
зачастую не
связанные друг с
другом. Принимает и
обозначает в речи
игровые роли.

Изредка

Обычно

Нет
Ребенок имеет
разнообразные игровые
замыслы, активно
создаёт предметную
обстановку, выстраивает
связанный
оригинальный сюжет.
Может осознанно
использовать смену
ролей. Замысел
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок хочет
включиться в
процесс
деятельности (хочу
лепить, рисовать,
строить), цель не
обозначает, бросает
работу при
появлении
отвлекающего
момента. Не
возвращается к
прерванной работе.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Формулирует цель
будущей работы, в
процессе цель может
измениться, но
фиксируется
конечный результат:
«Нарисую домик –
получился
кораблик».

Изредка

Обычно

Нет

Формулирует и
удерживает цель в
процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
прерванной работе,
довести ее до конца.

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________

Изредка

Обычно

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок обращается
к сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок стремится к
парному
взаимодействию
«Давай
сделаем/сыграем»,
поддерживает диалог
при выполнении
каких-либо
совместных
действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Изредка

Обычно

Нет
Ребенок подробно
рассказывает партнерам
по взаимодействию
замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
партнеров, стремится к
взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________

Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
интересуется новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок задает
вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?), высказывает
свои предположения.

Изредка

Обычно

Нет

Ребенок интересуется
отвлеченными вещами,
способен к простому
рассуждению,
стремиться упорядочить
факты. Проявляет
интерес к символам
(графическим схемам,
письму)

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 2го уровня инициативы, «изредка» 3го уровня инициативы.
Итог: ______________

ФИО воспитателя __________________________
Подготовительная группа
Финальный диагностический срез (май/июнь)

ФИО ребенка___________________________________
Дата рождения_________________________________
Дата заполнения________________________________

Нормативная карта развития

Творческая инициатива
(на основе наблюдения за сюжетной игрой в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок активно
развёртывает и
повторяет несколько
связанных по смыслу
игровых действий
(роль в действии),
использует
предметызаместители в
условном игровом
значении.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок имеет
первоначальный
замысел,
развертывает
сюжетные эпизоды,
зачастую не
связанные друг с
другом. Принимает и
обозначает в речи
игровые роли.

Изредка

Обычно

Нет
Ребенок имеет
разнообразные игровые
замыслы, активно
создаёт предметную
обстановку, выстраивает
связанный
оригинальный сюжет.
Может осознанно
использовать смену
ролей. Замысел
воплощается в речи
и/или в предметном
макете, рисунке.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 3го уровня инициативы. Но возможен ответ «изредка», если ответом на 2ом уровне
инициативы будет «обычно».
Итог: ______________

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(на основе наблюдения за продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок хочет
включиться в
процесс
деятельности (хочу
лепить, рисовать,
строить), цель не
обозначает, бросает
работу при
появлении
отвлекающего
момента. Не
возвращается к
прерванной работе.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Формулирует цель
будущей работы, в
процессе цель может
измениться, но
фиксируется
конечный результат:
«Нарисую домик –
получился
кораблик».

Изредка

Обычно

Нет

Формулирует и
удерживает цель в
процессе работы,
фиксирует в речи
конечный результат,
критичен к нему.
Стремиться вернуться к
прерванной работе,
довести ее до конца.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 3го уровня инициативы. Но возможен ответ «изредка», если ответом на 2ом уровне
инициативы будет «обычно».
Итог: ______________

Коммуникативная инициатива
(на основе наблюдения за игровой и продуктивной деятельностью в свободной самостоятельной деятельности детей)
1 уровень
Ребенок обращается

2 уровень
Нет

Ребенок стремится к

3 уровень
Нет

Ребенок подробно

Нет

к сверстнику
комментируя свои
действия, при этом
не старается быть
понятым,
довольствуется
обществом любого.

Изредка

Обычно

парному
взаимодействию
«Давай
сделаем/сыграем»,
поддерживает диалог
при выполнении
каких-либо
совместных
действий, начинает
проявлять
избирательность в
выборе партнера.

Изредка

Обычно

рассказывает партнерам
по взаимодействию
замыслы и цели,
договаривается о
распределении
действий/ролей.
Избирателен в выборе
партнеров, стремится к
взаимопониманию,
осуществлению
задуманного.

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 3го уровня инициативы. Но возможен ответ «изредка», если ответом на 2ом уровне
инициативы будет «обычно».
Итог: ______________

Познавательная инициатива
(на основе наблюдения за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью в свободной
1 уровень

2 уровень
Нет

Ребенок
интересуется новыми
предметами,
манипулирует ими.
Действия с
предметами
многократно
повторяются.

Изредка

Обычно

3 уровень
Нет

Ребенок задает
вопросы про
конкретные вещи,
явления (что, как,
зачем?), высказывает
свои предположения.

Изредка

Обычно

Нет

Ребенок интересуется
отвлеченными вещами,
способен к простому
рассуждению,
стремиться упорядочить
факты. Проявляет
интерес к символам
(графическим схемам,
письму)

Изредка

Обычно

Нормой является ответ «обычно» 3го уровня инициативы. Но возможен ответ «изредка», если ответом на 2ом уровне
инициативы будет «обычно».
Итог: ______________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».