Пояснительная записка Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 326 является звеном муниципальной системы образования г. Екатеринбурга, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении физического и психического здоровья, адекватной социальной адаптации и социальной активности детей дошкольного возраста, развитии индивидуальных способностей, лидерского потенциала ребенка. Учебный план МАДОУ - детского сада № 326 на 2024 – 2025 учебный год разработан в соответствии с: Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года № 273 - ФЗ; приказом от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; Уставом МАДОУ - детского сада № 326 г. Екатеринбурга. Учебный план МАДОУ - детского сада № 326 на 2024– 2025 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается со 2 сентября и заканчивается 30 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В 2024-2025 г. в МАДОУ — детском саду № 326 функционирует 7 общеобразовательных групп, укомплектованных в соответствии с нормами: Первая младшая № 1 (2-3 года); Вторая младшая № 2 (3-4 года); Вторая младшая группа № 4 (3-4 года); Средняя группа № 3 (4-5 лет); Старшая группа № 5 (5-6 лет); Подготовительная № 6 (6-7 лет); Подготовительная группа № 7 (6-7 лет); Учебный план МАДОУ — детский сад № 326 соответствует Уставу МАДОУ, обеспечивая выполнение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной общеобразовательной программы дошкольного образования). Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивается созданием образовательных ситуаций и проведением занятий по следующим видам детской деятельности, которые соответствуют определенным образовательным областям: Двигательная деятельность – «Физическое развитие»; Развитие речи - «Познавательное», «Социально-коммуникативное», «Речевое»; Подготовка к обучению грамоте - «Познавательное», «Социальнокоммуникативное», «Речевое»; Исследование объектов живой и неживой природы, Экспериментирование» «Познавательное»; Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения «Познавательное»; «Социально-коммуникативное»; Математическое и сенсорное развитие - «Познавательное»; Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование - «Художественно-эстетическое»; Музыкальная деятельность - «Художественно-эстетическое»; Чтение художественной литературы - «Познавательное» «Художественноэстетическое развитие». Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Речевое развитие», "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественноэстетическое развитие" входят в расписание непрерывной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарном планировании. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы. Количество и продолжительность периодов непрерывной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями: - Продолжительность периодов непрерывной образовательной деятельности: - для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: -в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, -в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуют в первую половину дня. Форма организации периодов непрерывной образовательной деятельности: с 2 до 3 лет (подгрупповая), с 3 до 7 лет (фронтальная). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности МАДОУ предусматривает как организованные педагогами совместно с детьми (периоды НОД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня соответствует виду и направлению МАДОУ . Парциальные программы являются дополнением к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности МАДОУ № 326 и расширение области образовательных услуг для воспитанников. Для этого в ДОУ в образовательную программу включены : Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Конструирование: открываем будущее вместе» Цели и задачи реализации парциальной образовательной программы «Конструирование: открываем будущее вместе» Цель: создание условий в которых дети дошкольного возраста научатся воплощать свои идеи, смогут развивать свои творческие способности в конструировании, экспериментировании, исследовании посредством образовательных конструкторов. Парциальная программа образовательная программа для детей раннего возраста (2-3 года) «В кармашках детства: кукла» (парциальная ОП ДО «СамоЦвет» стр. 278). Цель и задачи, реализации парциальной образовательной программы «В кармашках детства» Основная цель: создание благоприятных условий для воспитания, обучения и развития детей раннего возраста на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, поддержка эмоционально насыщенного продуктивного общения и социального взаимодействия детей со взрослыми, развитие надежной привязанности в этих отношениях, вдохновения ребенка к исследованию мира куклы с опорой на его чувства, переживания, мотивы. В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. СЕТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № п/п 1 2. Вид деятельности 3 Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 3 занятия физической культурой 3 занятия физической культурой 3 занятия физической культурой, одно из которых проводится на открытом воздухе 3 занятия физической культурой, одно из которых проводится на открытом воздухе 1 образовательная ситуация, а также во всех образовательных ситуациях 2 образовательные ситуации, а также во всех образовательных ситуациях 0,5 (1 образовательная ситуация в 2 недели) 2 образовательные ситуации, а также во всех образовательных ситуациях 1 образовательная ситуация 1 образовательная ситуация 1 образовательная ситуация 2,5 (2 образовательные ситуации+0,5 (1 образовательная ситуация в 2 недели)) 0,5 (1 образовательная ситуация в 2 недели) 2 образовательные ситуации 1 образовательная ситуация 3 образовательные ситуации 1 образовательная ситуация 3 образовательные ситуации Коммуникативная деятельность: 1 образовательная ситуация, а также во всех образовательных ситуациях Подготовка к обучению грамоте Познавательно- исследовательская деятельность: 3.1. - Исследование объектов живой и неживой природы, Экспериментирование - Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения 3.2. - Математическое и сенсорное развитие 4 Младшая группа Двигательная деятельность 2.1. Развитие речи 2.2. Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю 0,5 (1 образовательная ситуация в 2 недели) 1 образовательная ситуация Изобразительная деятельность 2 (рисование, лепка, аппликация)и образовательные конструирование ситуации 5 Музыкальная деятельность 2 музыкальных занятия 2 музыкальных занятия 2 музыкальных занятия 2 музыкальных занятия 6 Чтение художественной литературы 0,5 (1 образовательная ситуация в 2 недели) 10 образовательных ситуаций и занятий 0,5 (1 образовательная ситуация в 2 недели) 10 образовательных ситуаций и занятий 0,5 (1 образовательная ситуация в 2 недели) 13 образовательных ситуаций и занятий 0,5 (1 образовательная ситуация в 2 недели) 15 образовательных ситуаций и занятий Всего в неделю УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВОЗРАСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ Возрастные группы Первая Вторая младшая младшая группа группа Длительность условного 10 учебного часа (в минутах) Количество условных Основн. 10 учебных часов в неделю Общее астрономическое время занятий в минутах, в 100 мин. неделю 1 час 40 мин. ИТОГО: До 15 Средняя группа До 20 Старшая группа До 25 Подготовительная группа До 30 Основн. Дополн. Основн. Дополн. Основн. Дополн. Основн. Дополн. 10 - 10,5 1 13 2 15 2 150 мин. - 210 мин. 230 мин. 325 мин. 375 мин. 450 мин. 2 часа 30 мин. 3 часа 30 мин. 6 часов 15 мин. 510 мин. 7 часов 30 мин. Продолжительность годовой суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более день неделя Год(36 недель) Год(36 минуты недель) часы от 1,5 до 3 лет 20 мин 100 мин. 3600 60 от 3 до 4 лет 30 мин 150 мин. 5400 90 от 4 до 5 лет 40 мин 210 мин. 7560 126 от 5 до 6 лет или 50 мин 325 мин. 11700 195 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна от 6 до 7 лет 90 мин 450 мин. 16200 270