ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» Содержание Раздел первый. Целевой 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи Программы 1.3. Принципы реализации Программы 1.4 Основные направления Программы 1.5. Планируемые результаты Раздел второй. Содержательный 2.1. Формы и методы работы с молодыми специалистами 2.2. Система работы с молодыми педагогами 2.3. Организация наставничества 2.4. Этапы реализации Программы 2.4. План профессионального становления молодого педагога Раздел 3. Организационный 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы Раздел 4. Дополнительный 4.1. Заключение Приложение 4 5 5 6 6 7 8 9 9 11 18 19 20 2 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1. Пояснительная записка Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый заведующий ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательнообразовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Программа нацелена на работу с молодыми специалистами. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания. Идея разработки программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения. В Программе используются следующие понятия: наставничество – форма профессионального становления молодых специалистов под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качеств персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций; наставник – высококвалифицированный работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми специалистами по их адаптации к производственной деятельности, приобщению к корпоративной культуре, способствующий скорейшему профессиональному развитию молодых специалистов; 3 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» молодой специалист – выпускник образовательного учреждения высшего, среднего или начального профессионального образования, впервые вступивший в трудовые отношения после окончания учебного заведения в течение года, или работник, имеющий трудовой стаж по должности не более 3 лет. Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если: трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ; профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ; в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя; материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы. 1.2. Цель и задачи Программы Цель: повышение профессионального мастерства молодых специалистов в первые годы их работы в учреждении, приобретение или совершенствование индивидуальных профессиональных навыков. Задачи: 1. Оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики. 2. Адаптация молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности. 3. Создание условий для становления квалифицированного и компетентного в своей профессиональной области работника. 4 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» 4. Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем. 5. Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей. 1.3. Принципы реализации Программы Деятельность строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы: принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов; - принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта; принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе. 1.4. Основные направления Программы 1. Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений. 2. Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения. 3. Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательнообразовательного процесса. 4. Разработка и обсуждение планирования. 5. Взаимное посещение занятий, обмен опытом, совершенствование методики преподавания. 6. Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно-методической и справочной литературы. 5 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» 1.5. Планируемые результаты 1. Адаптации начинающих педагогов в учреждении. 2. Познание себя и ориентация на ценности саморазвития. 3. Качественное изменение отношений в коллективе. 4. Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь. 5. Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности. 6. Использование в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий 7. Приобретение умения общаться с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Формы и методы работы с молодыми специалистами Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов: уровень базового образования, теоретическая подготовленность; - индивидуальные особенности педагога; - уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться) - наличие практического опыта работы с детьми. 6 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» Формы и методы работы - диалоги, активизирующие мыслительную познавательную деятельность; - беседы; - индивидуальная работа с опытными педагогами; - анализ собственной деятельности; - индивидуальные и групповые консультации; - педсоветы и семинары; - открытые занятия, взаимные посещения занятий; - тренинги по совершенствованию профессиональных умений; - самообразование, изучение методической литературы; анкетирование и опросы. Условия эффективности работы - взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов; - системность и непрерывность в организации всех форм методической работы; - сочетание теоретических и практических форм; - оценка результатов работы (диагностика развития детей); - своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией. 2.2. Система работы с молодыми педагогами Сбор информации о молодом педагоге (портфолио) 7 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» Составление плана работы Накопление теоретического материала Подготовка теоретического и практического материала Накопление практического материала Описание работы, оформление материала: теоретического и практического 8 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» 2.3. Организация наставничества Наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации - работодателя. Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет: отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике; - освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому. 2.4. Этапы реализации Программы Первый этап Диагностический (адаптационный) Определение круга обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявление недостатков в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. Второй этап Проектировочный (основной) Разработка и реализация программы адаптации, осуществление корректировки профессиональных умений молодого педагога, помощь в выстраивание собственной программы самосовершенствования. Третий этап Аналитический (контрольно-оценочный) Проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. 9 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» Формы и методы работы 1. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходе выполнения трудовых обязанностей, овладению приемами служебной деятельности с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании молодого специалиста. 2. Контроль за деятельностью молодого специалиста в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов. 3. Индивидуальная помощь в изучении нормативных актов и овладение передовыми приемами выполнения трудовых обязанностей, в исправлении ошибок, устранение недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности. Личный пример 1. Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов. 2. Взаимоподдержка и взаимопомощь. 3. Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей. Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ. 4. Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим. 5. Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала. 6. Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога. 1. Анализ результатов работы молодого педагога с детьми. 2. Динамика профессионального роста. 3. Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей. 3. Самоанализ своей деятельности за прошедший год. 4. Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами. 5. Подведение итогов, выводы. 10 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» наставника, который должен проявляться 7. Советы, рекомендации, разъяснения, в безупречном выполнении наставником поправки в педагогические действия. трудовых обязанностей, требований 4. нормативных актов, высокой дисциплинированности и требовательности к себе, постоянном повышении своего профессионального уровня, строгом соблюдении Правил внутреннего трудового распорядка. 2.3. План профессионального становления молодого педагога Первый год работы Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, оказание помощи в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра. Задачи: - обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя; - обеспечить научно-методическое, правовое сопровождение педагогической деятельности начинающего педагога в соответствии с ФГОС ДО; - оказать помощь в повышении профессионального мастерства путем раскрытия индивидуальных педагогических способностей; 11 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» - способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; - развивать потребности и мотивации в непрерывном самообразовании; - создавать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков; - прививать интерес к педагогической деятельности. Тема Изучение нормативноправовой базы Оказание помощи по организации качественной работы с документацией Вопросы для обсуждения Изучение «Закона об образовании», ФГОС ДО, Конвенции ООН о правах ребенка Изучение ООП, АООП, годового плана работы. Ознакомление со структурой перспективного планирования, календарного планирования. Заполнение информационной карточки листа молодого педагога Корректировка методической темы самообразования Форма проведения Выработка рекомендаций по планированию деятельности: по режиму дня, особенностям планирования, организации, контроля и корректировки образовательного Выбор темы и направление работы. процесса, совместной Подборка методической литературы и самостоятельной на учебный год деятельности детей Результат Изучение методических рекомендации об особенностях воспитательной работы с детьми младшего дошкольного Дата проведения сентябрь возраста. Подготовка к составлению плана самообразования 12 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» Помощь в составлении календарного и перспективного планирования Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога Инструктаж по организации работы с родителями и ведение документации. Имидж педагога Открытые просмотры образовательной деятельности педагоговнаставников Самоанализ ОД Структура календарного планирования Изучение задач и целей ОД, перспективы планирования воспитательно – образовательного процесса Педагогическое самообразование Просветительское занятие Посещение педагогического совета Просветительское занятие по теме. Рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний Педагогическая этика, риторика, культура поведения Создание накопительной папки практических материалов по теме октябрь Выработка рекомендаций ноябрь Методика проведения образовательной деятельности Обучение технологии проведения 13 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» самоанализа, педагогической рефлексии Как эффективно провести праздничное мероприятие. Секреты мастерства Общие вопросы методики проведения новогодних мероприятий с воспитанниками и их родителями Открытые просмотры у молодого специалиста Методика проведения Обмен опытом образовательной деятельности Открытые просмотры у молодого специалиста Методика проведения Обмен опытом образовательной деятельности Портфолио достижений педагога Обмен опытом Общие положения портфолио педагога. Обучающее занятие Структура содержания и порядок ведения портфолио. Оценивание материалов портфолио Выработка рекомендаций по сценарию мероприятия, анализ возникающих проблем, интересных решений Составление анализа, самоанализа ОД Составление анализа, самоанализа ОД декабрь январь февраль март Выработка рекомендаций 14 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» Система мониторинга в ДОУ Самообразование воспитателя Итоги первого года наставничества Ознакомление с педагогической диагностикой (системой мониторинга детского развития) Собеседование по изученной методической литературе, перспектива дальнейшей деятельности по самообразованию апрель май Составление плана взаимодействия наставника с молодым специалистом на 2-й год наставничества Второй год работы Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра Задачи: - оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности; - способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; - развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании; - создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков; - оказать методическую помощь в подготовке молодого специалиста, проработавшего в занимаемой должности два года, к прохождению аттестационных испытаний; 15 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» - прививать мотивацию к поиску инновационных, наиболее эффективных форм работы с воспитанниками. Вопросы для обсуждения Форма проведения Результат Наблюдение за педагогическим процессом, беседы с Предупредительный молодым специалистом по предупреждению возможных контроль ошибок в работе, координация и оптимизация его профессиональной деятельности Выработка рекомендаций по планированию и организации деятельности Выбор темы самообразования, составление портфолио, Консультирование изучение способов получения необходимой информации Составление плана самообразования, Выработка рекомендаций по составлению портфолио Выработка рекомендаций Проектирование и разработка рабочих программ в Консультирование соответствии с требованиями ФГОС ДО. Разработка проектов различной целевой направленности Создание развивающей предметно-пространственной Консультирование среды Подготовка к прохождению аттестационных испытаний на основе оценки профессиональной деятельности Консультирование Дата проведения В течение периода наставничества Выработка рекомендаций Выработка рекомендаций 16 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» Подготовка к летне-оздоровительной компании: Консультирование ведение документации в летний период; оказание помощи в оформлении и пополнении родительского уголка консультативным материалом по методам оздоровления и укрепления здоровья детей. Оценка уровня сформированности профессионально Наблюдение, беседы значимых умений (компетенций) Выработка На конец рекомендаций Подбор второго года необходимой наставничества литературы Выработка ключевых моментов для формирования плана профессионального становления молодого педагога третьего года работы в должности «воспитатель ДОУ» Третий год работы Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, тесного вовлечения молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра. Задачи: - оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности; - способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; 17 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» - развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании; - создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков; - оказать методическую помощь в подготовке молодого специалиста, проработавшего в занимаемой должности два года, к прохождению аттестационных испытаний; - оказать методическую и практическую помощь в подготовке к участию в конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года»; - прививать мотивацию к поиску инновационных, наиболее эффективных форм работы с воспитанниками. Вопросы для обсуждения Форма проведения Наблюдение за педагогическим процессом, беседы с Предупредительный молодым специалистом по предупреждению возможных контроль ошибок в работе, координация и оптимизация его профессиональной деятельности Корректировка темы самообразования, изучение способов Консультирование получения необходимой информации Проектирование и разработка рабочих программ в Консультирование соответствии с требованиями ФГОС ДО. Разработка проектов различной целевой направленности Результат Выработка рекомендаций по планированию и организации деятельности Составление плана самообразования, Выработка рекомендаций по составлению портфолио Выработка рекомендаций Дата проведения В течение периода наставничества 18 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» Создание предметно-пространственной среды на будущий учебный год развивающей Консультирование Подготовка к прохождению аттестации на квалификационную категорию первую Консультирование Подготовка к летне-оздоровительной компании: Консультирование - ведение документации в летний период; - оказание помощи в оформлении и пополнении родительского уголка консультативным материалом по методам оздоровления и укрепления здоровья детей. Оценка уровня сформированности профессионально Наблюдение, беседы значимых умений (компетенций) Выработка рекомендаций Выработка рекомендаций Выработка рекомендаций Подбор необходимой литературы На конец третьего года наставничества Выработка ключевых моментов для формирования плана профессионального становления молодого педагога третьего года работы в должности «воспитатель ДОУ» 19 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы Технические средства обучения: - ноутбуки - 9 шт., - компьютер – 2 шт.; - телевизор – 5 шт.; - музыкальный центр - 4 шт.; - лазерный принтер - 2 шт.; - МФУ – 2 шт.; - видеокамера – 1 шт.; - DVD проигрыватель – 4 шт.; - мультимедийное оборудование – 1 шт. Методическое обеспечение: - библиотека методической, справочной литературы и подписных методических изданий; - копилка педагогического опыта коллектива; - медиатека; - дидактический материал; - библиотека учебно-методической литературы. - Информационное обеспечение: - подключена сеть Интернет; - ведется работа по обновлению банка нормативно-правовой документации ДОУ. 20 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» РАЗДЕЛ 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ 4.1. Заключение Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы: - обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности; - работа на основе диагностики педагогических затруднений, учёта творческой активности и информационных потребностей педагога; - взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы; - оптимальное сочетание теоретических и практических форм; - оценка педагогического труда по результатам; - своевременное обеспечение методической литературой. У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. Программа «Молодой специалист – перспективное завтра» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми. 21 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» Приложение №1 Положение о наставничестве 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в МАДОУ – детский сад № 326 (далее - ДОУ) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и регламентирует деятельность педагогов. 1.2. Наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми и начинающими педагогами, которые не имеют трудового стажа педагогической деятельности в детском саду или имеют педагогический стаж не более 3 лет в занимаемой должности (далее – молодой педагог). 1.3. Наставничество включает в себя систематическую индивидуальную работу опытного педагога-наставника по развитию у молодого педагога профессиональных навыков и умений и по приумножению его знаний в области дошкольного воспитания и обучения. 2. Цели и задачи наставничества 2.1. Цель наставничества в ДОУ – оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, формирование в Учреждении кадрового ядра. 2.2. Задачи наставничества в ДОУ: привить молодым педагогам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ; ускорить процесс профессионального становления молодых педагогов, развить их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности по занимаемой должности; способствовать успешной адаптации молодых педагогов к корпоративной культуре и ценностям. 3. Организационные основы наставничества 3.1. Наставничество организуется на основании приказа заведующего Учреждением. 22 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» 3.2. Руководство деятельностью педагогов-наставников осуществляет старший воспитатель и заведующий ДОУ. 3.3. Заведующий выбирает педагога-наставника из наиболее подготовленных воспитателей по следующим критериям: высокий уровень профессиональной подготовки; развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; опыт воспитательной и/или методической работы; стабильные результаты в работе; богатый жизненный опыт; способность и готовность делиться профессиональным опытом; стаж педагогической деятельности не менее 5 лет. 3.4. Педагог-наставник может иметь одновременно не более трех подшефных молодых педагогов. 3.5. Кандидатуры педагогов-наставников рассматривает и утверждает педагогический совет и заведующий ДОУ. 3.6. Назначение производится при обоюдном согласии педагога-наставника и молодого педагога, за которым он будет закреплен, по рекомендации педагогического совета. Назначение утверждает приказ заведующего ДОУ с указанием срока наставничества (не менее одного года), занимаемых должностей педагога-наставника и молодого педагога. Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель после педагогического совета, на котором было принято решение о наставничестве. 3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников ДОУ: педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в детском саду; педагогов, имеющих стаж педагогической деятельности не более трех лет в занимаемой должности; педагогов, переведенных на другую должность, в случае если выполнение ими новых служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения определенными практическими навыками; педагогов, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения занятий в определенной возрастной группе (по определенной тематике). 23 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» 3.8. Замена педагога-наставника производится приказом заведующего в случаях: увольнения педагога-наставника; перевода на другую должность молодого педагога или педагога-наставника; привлечения педагога-наставника к дисциплинарной ответственности; психологической несовместимости педагога-наставника и молодого педагога. 3.9. Показателями оценки эффективности работы педагога-наставника является: качественное выполнение молодым педагогом должностных обязанностей в период наставничества; активное участие молодого педагога в жизни ДОУ, выступления на методических мероприятиях в детском саду, мероприятиях муниципального и краевого уровней; участие молодого педагога в конкурсах профессионального мастерства различного уровня. Оценка производится по сравнительным результатам начального и итогового контроля. 4. Обязанности педагога-наставника 4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, локальных актов ДОУ, определяющих права и обязанности молодого педагога по занимаемой должности. 4.2. Изучать: деловые и нравственные качества молодого педагога; отношение молодого педагога к проведению воспитательной и образовательной деятельности, коллективу Учреждения, детям и их родителям (законным представителям); его увлечения, наклонности. 4.3. Вводить в должность и проводить необходимое обучение. 4.4. Контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым педагогом образовательной деятельности, мероприятий. 24 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» 4.5. Разрабатывать совместно с молодым педагогом план профессионального становления, давать конкретные задания и определять срок их выполнения, контролировать выполнение заданий, оказывать при этом необходимую помощь. 4.6. Оказывать молодому педагогу индивидуальную помощь в овладении тонкостями педагогической профессии, практическими приемами и способами качественного проведения образовательной деятельности, мероприятий с детьми и/или родителями (законными представителями) детей, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки. 4.7. Развивать положительные качества молодого педагога, корректировать его поведение в ДОУ, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора. 4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого педагога, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного или дисциплинарного воздействия. 4.9. Вести необходимую документацию по работе педагога-наставника и раз в три месяца докладывать старшему воспитателю о процессе адаптации молодого педагога, результатах его труда. 4.10. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого педагога, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями о перспективе профессионального становления молодого педагога. 5. Права педагога-наставника 5.1. Подключать с согласия заведующего Учреждением (старшего воспитателя) других сотрудников для дополнительного обучения молодого педагога. 5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого педагога в устной и письменной форме. 6. Обязанности молодого педагога 6.1. Изучить Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и другие законодательные и нормативные акты, а также локальные акты, определяющие его деятельность, особенности работы детского сада и функциональные обязанности по занимаемой должности. 25 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» 6.2. Выполнять план профессионального становления в установленные сроки. 6.3. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности. 6.4. Учиться у педагога-наставника передовым методам и формам работы, конструктивно строить свои взаимоотношения с ним. 6.5. Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень. 6.6. Раз в два-три месяца отчитываться по своей работе перед педагогом-наставником и старшим воспитателем. 7. Права молодого педагога 7.1. Вносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 7.2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство. 7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 7.4. Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью. 7.5. Повышать квалификацию удобным для себя способом. 7.6. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики. 7.7. Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 8. Руководство работой педагога-наставника 8.1. Организация работы педагогов-наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего воспитателя заведующего Учреждением. 8.2. Старший воспитатель обязан: представить назначенного педагога-наставника молодому педагогу, объявить приказ о закреплении педагога-наставника; и 26 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» создавать необходимые условия для совместной работы молодого педагога и его педагога-наставника; оказывать методическую помощь педагогу-наставнику в реализации индивидуальных планов профессионального становления молодых педагогов; посещать отдельные мероприятия и образовательную деятельность, проводимые педагогом-наставником и молодым педагогом; организовывать обучение педагогов-наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении индивидуальных планов профессионального становления молодых педагогов; изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в ДОУ; определять меры поощрения педагогов-наставников, фиксировать профессионально-значимые умения молодого педагога в процессе взаимодействия с педагогом-наставником в диагностической карте оценки навыков молодого воспитателя. 8.3. Непосредственную ответственность за работу педагогов-наставников с молодыми педагогами несет старший воспитатель ДОУ. 9. Документы, регламентирующие наставничество 9.1. К документам, которые регламентируют деятельность педагогов-наставников, относятся: настоящее Положение; приказы заведующего ДОУ об организации наставничества; годовой план работы ДОУ; планы работы педагогического совета; протоколы заседаний педагогических советов, на которых рассматривались вопросы наставничества. 9.2. По окончании срока наставничества педагог-наставник в течение 10 рабочих дней должен сдать старшему воспитателю: индивидуальный план профессионального становления молодого педагога; 27 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями о перспективе профессионального становления молодого педагога; конспекты мероприятий, проведенных за период наставнической деятельности. 28 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» Приложение № 2 Диагностическая карта оценки навыков молодого воспитателя Молодой воспитатель_______________________________________________ Наставник: _______________________________________________________ Инструкция: Оцените навыки молодого воспитателя по шкале: 3 – высокий уровень развития; 2 – средний уровень развития; 1 – развитие навыка не проявляется. Подсчет баллов: поставьте галочку в столбце с цифрой, которая соответствует уровню развития навыка. Интерпретация: посчитайте все галочки по каждому блоку навыков. Большинство выборов по шкале – уровень развития у навыка. Запишите вывод в конце карты. № Прогностические навыки Оценка 1 1 Осознает цель своей деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом ребенке в процессе усвоения содержания ООП ДО 2 Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств ребенка в соответствии с периодами воспитательно-образовательного процесса по основным направлениям воспитания и обучения, которые прописаны в ООП ДО 3 Умеет отбирать наиболее важный материал по усвоению каждой образовательной области ООП ДО 2 3 29 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» 4 Умеет отбирать дидактический материал и организовывать развивающую предметнопространственную среду по интересам и возрасту детей 5 Умеет планировать деятельность детей и не нарушать свободу выбора ребенка Организаторские и коммуникативные навыки 1 Умеет организовывать собственную деятельность по выполнению годового плана 2 Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их усилия 3 Умеет развивать познавательную активность и способности детей в процессе усвоения ООП ДО 4 Умеет формировать коллектив детей и организовывать его деятельность, мотивировать детей общаться с педагогом и сверстниками 5 Устанавливает конструктивные отношения с родителями воспитанников для достижения целей развития и воспитания, которые прописаны в ООП ДО 6 Умеет подходить к воспитаннику с верой в его лучшие качества 7 Умеет сочетать требования к детям и родителям с глубоким уважением к ним Аналитические навыки 1 Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с поставленными целями по ООП ДО 30 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» 2 Умеет комплексно анализировать деятельность детей и уровень их навыков 3 Может оценить уровень психолого-педагогической подготовленности ребенка к школе 4 Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами Вывод: ___________________________________________________________________________________________________ Рекомендации: _______________________________________________________________________________________ Приложение № 3 31 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» Карта изучения и сопровождения деятельности молодого специалиста ФИО специалиста_________________________________ группа___________________________________________ Дата Педагогическая деятельность Анализ Вывод Рекомендации Подпись Кто изучал Молодой специалист 32 ПРОГРАММА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ – ПЕРСПЕКТИВЫ И РАЗВИТИЕ ДОУ» Приложение 8 Анкета молодого специалиста 1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?_______________________________________________________________ _____ ______________________________________________________________________________ ___ 2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________ 3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь? __________________________________ _____________________________________________________________________________ _____ 4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом? ________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ____________ 5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ____________ 6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее? ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ____________ 7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?_________________________ ___________________________________________________________________________________ ____________________________________ 8. Что Вас привлекает в работе коллектива: - новизна деятельности - условия работы 33 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)