Основные направления программы: 1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок. 2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкальнопластические импровизации. 3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка. Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи. 4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы: o o o o o Что такое театр, театральное искусство; Какие представления бывают в театре; Кто такие актеры; Какие превращения происходят на сцене; Как вести себя в театре. 5.Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов). o Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках. o Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим!). Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется. Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности. Пояснительная записка Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного. Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи по формированию у старших дошкольников художественноэстетического сознания, развитию творческих способностей 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам. 2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.). 3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. 4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. 7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 30 мин. Общее количество учебных занятий – 60. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза и год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам. 1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. 2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей. 3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. 4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей). 5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения. Механизм оценки получаемых результатов Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной, творческой деятельности в процессе создания спектакля. 1.Основы театральной культуры. Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии. Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра. 2. Речевая культура. Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения. Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога. 3. Эмоционально-образное развитие. Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение. Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя. 4. Навыки кукловождения. Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения. 5.Основы коллективной творческой деятельности. Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем. Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям. Ожидаемый результат: 1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства. 2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем. 3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи. 4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически. 5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой. 6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций. 7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве. Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности Высокий уровень (18-21 баллов). Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи иприменяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. Средний уровень (11-17 баллов). Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности. Низкий уровень (7-10 баллов). Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, ноне может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВОДИТСЯ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ. Творческое задание № 1 Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр. Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами. Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе. Ход проведения. 1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера. 2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра нафланелеграфе. Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.) 3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. 4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля. 5. Показ сказки зрителям. Творческое задание № 2 Создание спектакля по сказке «Заячья избушка» Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку. Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета(завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности. Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки. Ход проведения. 1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам. 2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха. 3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты). 4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля. 5. Показ спектакля малышам. Творческое задание № 3 Сочинение сценария и разыгрывание сказки Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку. Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами. Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации. Ход проведения. 1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям. 2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет. • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка). • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке? Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу. 3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем. 4. Показ спектакля гостям. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ Первый год обучения Умеют действовать согласованно. Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц. Запоминают заданные позы. Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка. Знают 5-8 артикуляционных упражнений. Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе. Умеют произносить скороговорки в разных темпах. Умеют произносить скороговорку с разными интонациями. Умеют строить простейший диалог. Умеют составлять предложения с заданными словами. Второй год обучения Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц. Запоминать заданные позы. Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка. Знать 5—8 артикуляционных упражнений. Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы. Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно. Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями. Уметь составлять предложения с заданными словами. Уметь строить простейший диалог. Уметь сочинять этюды по сказкам. Третий год обучения Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке. Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки. Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке. Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера. Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены. Находить оправдание заданной позе. На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. Владеть комплексом артикуляционной гимнастики. Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие. Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок. Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. Уметь строить диалог с партнером на заданную тему. Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов. Уметь подобрать рифму к заданному слову. Уметь сочинить рассказ от имени героя. Уметь составлять диалог между сказочными героями. Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание программы включает пять основных блоков Блок 1. Театральная игра. Блок 2. Культура техники речи. Блок 3. Ритмопластика. Блок 4. Основы театральной азбуки. Блок 5. Основы кукловождения. Оборудование детской театральной студии 1.Настольны театр игрушек. 2.Настольный театр картинок. 3.Стенд-книжка. 4.Фланелеграф. 5.Теневой театр. 6.Пальчиковый театр. 7.Детские костюмы для спектаклей. 8.Взрослые костюмы для спектаклей. 9.Элементы костюмов для детей и взрослых. 10.Атрибуты для занятий и для спектаклей. 11.Ширма для кукольного театра. 12.Музыкальный центр, видеоаппаратура 13.Медиотека (аудио- и CD диски). 14.Декорации к спектаклям 15. Методическая литература Список литературы: 1.Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003. 2.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001. 3.Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002. 4.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999. 5.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000. 6.Хрестоматия по детской литературе. М., 1996. 7.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004. 8.Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985. 9.Антипина А.Е Театрализованная деятельность в детском саду.М., 2006 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по театральной деятельности первый год обучения На основе : 1.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2001. 2. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском. саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2001. Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагогипрактики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - средняя группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела. Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства. Задачи 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. 2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. 4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). 5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. 6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей. 7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Продолжительность занятия – 30 минут. Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, мае. Тематический план месяц № Тема занятия Цель п/п Октябрь 1,2 Вводное 3,4 «Изменю себя друзья, Познакомить детей с кабинетом, с педагогом и с новыми детьми. (( 2 )стр. 18) Продолжать знакомство детей друг с другом Учить узнавать друг друга по лицу, голосу, догадайтесь кто же я » одежде ((2)стр.46) 5,6 Для деда, для бабы Знакомство с русской народной сказкой «Курочка Ряба». курочка Ряба яичко Учите детей отвечать на вопросы по содержанию снесла золотое сказки, выразительно проговаривать реплики героев сказки. 7,8 (( 2 )стр.18) Мы не просто ребятки, а Познакомить детей с перчаточным театром. Учить пересказывать сказку с использованием ребятки – цыплятки. перчаточного театра. (( 2 )стр.19) Ноябрь 1,2 Курочка и цыплята 3,4 Забыла девочка котёнка покормить, не мог он вспомнить, покушать попросить 5,6 Каждому хочется котёночку помочь. 7,8 Волшебная шкатулка Учить играть в игру «Курочка и цыплятки» с использованием атрибутов. Учить играть в игру-драматизацию с использованием выразительных средств (голоса, движения, мимики) (( 2 )стр.20) Познакомить детей с настольным театром. Познакомить детей со сказкой «Почему плакал котенок?» Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, играть в игру-имитацию «Котята». (( 2 )стр.21) Учить детей рассказывать сказку вместе с педагогом. Учить детей узнавать персонажей сказки, их голоса. Учить детей передавать характерные особенности героев сказки. (( 2 )стр.21) Учить детей отгадывать загадки. Учить детей по очереди рассказывать сказку, используя её героев. (( 2 )стр.22) Декабрь 1,2 Котёночек наелся Совершенствовать умение детей выразительно молока, стал довольным изображать героев сказки, игра - драматизация он тогда. сказки. 3,4 (( 2 )стр.23) Желтый маленький Учить детей отгадывать загадки. комочек, любопытный Развивать у детей выразительность мимики, очень- очень. жестов, голоса. Познакомить детей со сказкой Чуковского. (( 2 )стр.23) 5,6 Быстро времечко Учить узнавать героев по характерным признакам. пройдет, и Цыплёнок подрастет. Учить рассказывать сказку. (( 2 )стр.24) 7,8 Волшебный сундучок. Январь 1,2 Мешок с сюрпризом. 3,4 Потеряли котятки по дороге перчатки. Показ сказки 5,6 «Цыпленок» для тетей Учить детей отгадывать загадки. Учить передавать характерные особенности героев. (( 2 )стр.25) Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев сказки, игра - драматизация сказки К. Чуковского «Цыплёнок». (( 2 )стр.27) Развивать у детей выразительность мимики, жестов, голоса. Познакомить детей со сказкой С. Маршака «Перчатки». (( 2 )стр.28) Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев сказки, игра - драматизация младших групп сказки К. Чуковского «Цыплёнок». (( 2 )стр.27) Февраль Отыскали перчатки, вот Учить детей отгадывать загадки. 1,2 спасибо, котятки. Развивать у детей выразительность мимики. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев сказки, игра - драматизация сказки С. Маршака «Перчатки» (( 2 )стр.29) Выросла репка большая Учить детей слушать сказку в аудиозаписи. 3 – пребольшая. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, выполнять имитационные упражнения (( 2 )стр.29) 4 Тянут – потянут Учить детей отвечать на вопросы по содержанию вытянуть не могут. сказки, выполнять имитационные упражнения Совершенствовать умение детей выразительно пересказывать сказку «Репка» с использованием пальчикового перчаточного театра. (( 2 )стр.30) 5. К дедушке все Учить детей отгадывать загадки. прибегали, тянуть репку Учить передавать характерные особенности помогали. героев с помощью имитационного упражнения «Изобрази героя» (( 2 )стр.31) Развивать у детей выразительность мимики, Дружно, весело, с охотой жестов, голоса. быстро справимся с Совершенствовать умение детей выразительно работой. изображать героев сказки, игра - драматизация сказки «Репка» (( 2 )стр.31) 8. Учить детей называть друг друга ласковыми словами. Без друзей нам не Учить детей слушать сказку. прожить ни за что на Учить детей отвечать на вопросы по содержанию свете. сказки, выполнять имитационные упражнения (( 2 )стр.32) Очень жить на свете туго Учить детей отгадывать загадки. 1,2 без подруги и без друга. Совершенствовать умение детей выразительно пересказывать сказку «Как собака друга искала», привлекая их к хоровым и индивидуальным ответам в диалогах между героями» (( 2 )стр.33) 3 Собачке грустно, ей не Совершенствовать умение детей выразительно спится, с кем собачке рассказывать сказку «Как собака друга искала». подружиться. Учить передавать характерные особенности героев с помощью пантомимических упражнений. 4. (( 2 )стр.34) Как собака друга искала. Учить детей отгадывать загадки. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев сказки, игра - драматизация сказки 5.6. Воробей клевал зерно, «Как собака друга искала». (( 2 )стр.35) кот хозяйский – цап его. Учить детей слушать сказку «Почему кот моется после еды» Учить передавать характерные особенности 6.7 Март 7.8. Воробей и кот. Апрель 1.2 Хитрый воробышек обманул кота. героев с помощью имитации движений и голосов героев сказки. (( 2 )стр.35-36) Учить детей играть в подвижную игру «Воробьи и кот» Совершенствовать умение детей выразительно рассказывать сказку «Почему кот моется после еды» Лиса, заяц и петух». (( 2 )стр.36) Учить детей отгадывать музыкальные загадки. Учить детей подбирать костюмы к образам героев 3.4 сказки. Почему кот моется после Совершенствовать умение детей выразительно рассказывать сказку «Почему кот моется после еды еды» с имитацией действий персонажей (( 2 )стр.37) 5.6 Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один. Совершенствовать умение детей играть в подвижную игру «Воробьи и кот» Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев сказки, игра - драматизация сказки «Почему кот моется после еды» (( 2 )стр.38) 7.8 Каждый хочет заиньке Май помочь. Учить детей слушать сказку «Лиса, заяц и петух». Учить детей рассматривать иллюстрации к сказке. Учить детей играть в подвижную игру «Лиса и зайцы» (( 2 )стр.38) 1. Ох, и хитрая лиса! 2. Трудно ее выгнать, да! Уходи, лиса с печи! 3. Лиса, заяц и петух. 4. Стоит в поле теремок, теремок. Учить детей слушать сказку «Лиса, заяц и петух». Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, выполнять имитационные упражнения (( 2 )стр.39) Учить детей рассказывать сказку «Лиса, заяц и петух» вместе с взрослым. Учить передавать характерные особенности героев с помощью имитации движений под музыку с использованием элементов костюмов. (( 2 )стр.40) Учить детей отгадывать загадки. Учить детей подбирать костюмы к образам героев сказки. Учить детей выполнять имитационные упражнения под музыку. (( 2 )стр.40) 5. 6. 7. 8. Учить детей отгадывать загадки. Кто в теремочке живет? Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев сказки, игра - драматизация сказки «Лиса, заяц и петух» (( 2 )стр.41) Учить детей слушать сказку «Теремок» с показом В тесноте, да не в обиде. настольного театра. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, выполнять упражнения на интонационную выразительность. (( 2 )стр.42) Дайте только срок, Учить детей играть в игру «Угадай, о ком говорю» построим теремок. Учить детей рассказывать сказку «Лиса, заяц и петух» вместе со взрослым. Учить детей выполнять имитационные упражнения. Ох, красивый теремок! (( 2 )стр.43) Очень, очень он высок! Учить детей отгадывать загадки. Учить детей играть в игру - имитацию «Догадайтесь, о ком я говорю» Учить детей отгадывать загадку по сказке. Учить детей выполнять имитационные упражнения под музыку. (( 2 )стр.44) Учить детей отгадывать сказку по костюмам. Совершенствовать умение детей выразительно изображать героев сказки, игра - драматизация сказки «Теремок» (( 2 )стр.45) Содержание программы: Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам. 1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. 2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки. 3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. 4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля. 5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений. 6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения. Требования к уровню подготовки. Должен уметь: заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью; разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средств;» (интонацию, мимику, жест); использовать в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленные из разных материалов; Изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками. Должен знать: — некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); — некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске. Литература 1. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002. 2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000. 3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000. 4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001. 5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по театральной деятельности второй год обучения На основе : 1.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2001. 2.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском. саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2001. Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - второй год обучения Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства. Задачи 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. 2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. 4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика). 5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. 6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей. 7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Продолжительность занятия – 30 минут. Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, мае. Тематический план месяц № Тема занятия п/п Октябрь 1,2 Цель Вводное Познакомить детей с кабинетом, с педагогом и с новыми детьми. (( 2 )стр. 46) Продолжать знакомство детей друг с другом 3,4 «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я » 5 «Пойми меня» Учить узнавать друг друга по лицу, голосу, одежде (( 2 )стр.46) Учить детей отгадывать загадки, имитировать характерные движения животных и особенности предметов 6 (( 2 )стр.48) «Язык жестов» Учить детей использовать жесты и мимику при изображении особенностей животных или предметов и выразительно их 7,8 передавать (( 2 )стр. 48) «Игры с бабушкой Учить узнавать друг друга и сказочных Забавушкой » персонажей по характерным особенностям в движении, мимике, жестах, голосе, по которым их легко узнать (( 2 )стр. 49) Ноябрь 1 «Колобок наш удалой» Учить внимательно рассматривать картинки к сказке В. Бианки, отмечать характерные особенности героев сказки (( 2 )стр.50) 2,3 «Колобок не тот, а другой» Отгадывать загадки, с изображением их героев, рассказывать сказку в диалогах между героями (( 2 )стр.51) 4.5.6 «Вот этот Колобок-хитрый маленький зверек» Учить детей вести диалог между героями сказки, помогая голосом передать характерные особенности каждого героя 7.8 «Колобок – наш колобок, (( 2 )стр.52) колобок – колючий бок» Учить детей самостоятельной драматизация сказки «Колобок – колючий бок» (( 2 )стр.53) Декабрь 1 «Очень жить на свете туго без Учить детей дорожить дружбой, своим подруги и без друга» другом, говорить друг другу нежные и ласковые слова (( 2 )стр.54) 2 «Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался» Учить детей отгадывать загадки по содержанию сказки, от имени героев сказки вести диалог друг с другом(( 2 )стр.55) Учить детей пересказывать сказку«Лучшие 3,4 5 «Зайца съела бы лиса, если б друзья»(( 2 )стр.55) не его друзья» Показ сказки детям своей группы «Лучшие друзья» Учить детей показывать и рассказывать сказку «Лучшие друзья»(( 2 )стр.56) Учить детей изображать в движении 6 «Вот как я умею» характерные черты животных, инсценировать стихотворение 7 «Как лисица ни старалась, (( 2 )стр.57) все ж ей утка не попалась» Упражнять на выразительность движений и мимики, на интонационную 8 выразительность «Хитрая уточка» ( ( 2 )стр.58) Учить детей используя мимику и голос, передавать грустное или радостное настроение (( 2 ) стр.58) Январь 1 Показ сказки детям своей группы «Как утка лису вылечила» Учить детей показывать и рассказывать сказку (( 2 )стр.59) 2,3 Учить детей выразительности движений, «Игровой урок» выражению основных эмоций через разыгрывание этюдов (стр.60) 4 «Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом 5 6 «Мяу» Показ сказки детям младшей группы «Как утка лису вылечила» Показ сказки детям средней группы «Как утка лису вылечила» Февраль 1,2 3 Учить детей показывать и рассказывать сказку (( 2 )стр.59) Учить детей показывать и рассказывать сказку (( 2 )стр.59) Учить детей показывать и рассказывать «Только «Мяу» где сыскать?» сказку (( 2 )стр.61) «Не выли «Мяу – мяу» говорили?» 4,5 Показ сказки детям своей группы «Кто сказал «Мяу» 6 «Невоспитанный мышонок» 7 Упражнять на выразительность движений и мимики(( 2 )стр.61) «Чтоб друзей возвратить , решил мышонок вежливым быть» Упражнять в интонировании диалогов, имитации движений(( 2 )стр.62) Учить детей показывать и рассказывать сказку (( 2 )стр.62) Учить детей называть вежливые слова (( 2 )стр.64) Учить детей разыгрывать диалоги, добиваться выразительности образов с помощью мимики, жестов , голоса (( 2 )стр. 65) 8 «Сказка о невоспитанном мышонке» Учить детей показывать и рассказывать сказку (( 2 )стр.66) Март 1,2 «Упрямые ежата» Упражнять на выразительность движений и мимики, учить придумывать окончание сказки (( 2 )стр67) 3,4 «Вот так яблоко» Учить детей пантомимическим этюдам, подбирать образные движения , мимику и 5,6 «Поссорились зверюшки, не жесты (( 2 )стр.68) знают как им быть? Как же Учить разыгрывать этюды и диалоги из это яблоко на всех им сказки (стр. 69) разделить» 7,8 «Михайло Иванович, рассуди, нас, зверюшек, помири!» Апрель 1,2 3 Учить детей показывать и рассказывать элементы сказки (( 2 )стр.70) «Мишка всех помирил, уму- Учить детей показывать и рассказывать разуму научил» сказку ((2) стр.70) «Сильный дождик припустил, Учить детей беседовать по содержанию муравьишку измочил» сказки ((2)стр.71) 4,5 6,7 Май «Каждый хочет спрятаться Учить детей показывать и рассказывать под маленьким грибком» элементы сказки (( 2 )стр.72) «Дождик льет, льет, а грибочек все растет!» сказке , беседовать по ним (( 2 )стр.73) «Вот так гриб-великан, всем Учить детей показывать и рассказывать сказку (( 2 )стр.73) 8,1 хватило места там!» « Пластическая 2 Учить детей рассматривать иллюстрации к выразительность при создании образа» 3 «Выразительная мимика» «Развитие пластической выразительности при создании образа» ( (1) стр.33) Развитие мимики при создании образа» ( (1) стр.33) Развитие пластики у дошкольников 4,5 «Игры на пластику» ( (1) стр.36) Учить детей владеть своим телом? Свободно 6 «Игры- превращения» и непроизвольно пользоваться движениями рук ( (1) стр.46) Учить детей темпу, ритму, объединять эти 7 «Танцы-миниатюры» движения в несложную композицию ( (1) стр.53) 8 Итоговое Подведение итогов за учебный год (( 2 )стр .74) Содержание программы: Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам. 1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. 2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки. 3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. 4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля. 5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений. 6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения. Литература 1.. АнтипинаА.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» Творческий центр «Сфера» Москва, 2006. 2. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2001. 3. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000. 4. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001. 5. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002. 6.Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.