Хореография

Содержание
1.

Пояснительная записка…………………………………………… 4

2.

Учебный план…………………………………………………….

7

3.

Календарный учебный график………………………………….

8

4.

Рабочие программы по модулям……………………………….

9

4.1. «Искусство танца» для детей (первый год обучения)
4.2. «Театр

танца»

для

детей

(второй

9
год 18

обучения)……………………………….
5.

Планируемые результаты освоения программы

6.

Организационно

-

педагогические

условия

27
реализации 28

программы………………………………………………………..
7.

Материально-техническое обеспечение программы…………… 29

8.

Перечень используемой литературы……………………………
Приложения
Приложение № 1 «Методы отслеживания результативности»...

30

Программа дополнительного образования по хореографии разработана в
соответствии:
1.

с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

2.

с санитарно – эпидемиологическими требованиями СанПин № 2.4.1.
3049 -13. К устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций;

3.

с Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении
Порядка

организации

деятельности

по

и

осуществления

дополнительным

программам»;
4.

с Уставом МАДОУ – детский сад № 326.

3

образовательной

общеобразовательным

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования по хореографии разработана на
основе Программы дополнительного образования для детей дошкольного возраста
О.В. Усовой «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца».
Программа дополнительного образования по хореографии направлена на:
• формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
• удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников
в
художественно-эстетическом и физическом развитии;
• выявление, развитие и поддержку талантливых детей;
• создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепление здоровья воспитанников;
• социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе;
• формирование общей культуры воспитанников;
Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости.
Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной
музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Музыкально – ритмическая деятельность детей не только яркий, эмоциональный
путь передачи музыкально – эстетических переживаний, но и один из способов
укрепления физического здоровья дошкольников.
Хореографическое искусство является одним из наиболее действенных
средств эстетического и физического воспитания. Дети, как никто другой любят
движения, а потому танец, который соединяет движение и игру так близок детям.
Танец – живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение,
парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком
уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец, прежде
всего, требует прямого общения потому, что его носителем и посредником
является сам человек, а инструментом выражения – человеческое тело,
естественные движения, которого создают материал для танца, единственный
материал, являющийся его собственным и самостоятельным использованием.
(Мэри Уигман).
В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методах
воспитания детей. Танец и игра оказываются одним из стержневых видов
деятельности, поскольку по своей природе являются синтетическими,
объединяющими музыку, движение и слово.
Известно, какое значение В.М. Бехтерев придавал музыке, который считал,
что с её помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной
системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить
заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».
Идея использовать хореографию в качестве дополнительного образования в
детском саду не нова, и её эффективность проверена временем. Подтверждением
тому служат огромное количество кружков, студий, хореографических школ,
которые появились в 20-х годах прошлого века и существуют по сей день. Поэтому
использование программы по хореографии
в детских садах наряду с
музыкальными занятиями вполне обоснованно и востребовано родителями.
4

Актуальная проблема интеграции различных видов искусства (танец, музыка,
литература, изобразительное искусство) в развитии творческих способностей и
основных психических процессов у детей дошкольного возраста (восприятие,
память, мышление, воображение) явилась важной предпосылкой разработки
программы «Развитие личности ребёнка средствами хореографии. Театр танца для
детей 2-7 лет».
Программа представляет достаточные возможности для хореографа
музыкального руководителя, а также педагогов дополнительного образования.
Большой информационный блок для педагога дает возможность наполнить каждое
занятие с детьми интересным теоретическим и практическим материалом,
методикой разучивания сложных для восприятия детей двигательных и
музыкальных навыков в игровой, доступной для них форме. Данная программа
расширяет и реализует содержание образования детей дошкольного возраста по
художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
Основные принципы, заложенные в данную программу: танец как способ
«проживания» ребёнком ситуации, игра как способ познания и отражения жизни,
сочетание коллективного и индивидуального творчества, единство чувственного и
рационального. Музыка даёт «команды» движению, движение - отображает
характер музыки. Одним их основных принципов в создании и воспроизведении
ребёнком танца является целостность восприятия образа. Согласно этим
принципам выбрана и форма подачи учебного материала - Театр танца как синтез
искусств.
Основные цели программы:
• Педагогическая - обеспечить условия для развития креативности детей.
• Образовательная
- развить детей средствами искусства, сформировать
восприятие музыкальных образов и способности выражать
их
в
движении,
основываясь
на
принципах
психофизиологической зрелости, законах роста и развития детей дошкольного
возраста, данная программа позволит педагогу двигаться в работе с детьми не
от
«взрослого
к
ребенку», а от «ребенка к взрослению».
• Развивающая - стимулировать познавательные процессы личности ребенка
(ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его
эмоционально
волевую
сферу.
Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребенка
(невербальными средствами коммуникации).
• Воспитывающая - повысить двигательную активность и движенческую культуру
ребенка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном учреждении (развитие
фигуры, устранение физических недостатков, укрепление всех групп мышц,
совершенствование координации движений), обеспечить
интерес
и
любознательность детей, развить художественный вкус. Ознакомить ребенка с
этикетом танца.
Кроме того, выбранная форма - эффективное средство формирования нравственного
5

здоровья ребенка.
Специальные знания, умения и навыки являются необходимым средством
воспроизведения образа, а не целью данного курса обучения.
Программа основана на модульном принципе представления содержания и
построения учебного плана и рассчитана на 2 года обучения.
Модули:
• «Искусство танца» для детей (первый год обучения)
• « «Театр танца» для детей (второй год обучения)
Задача модулей «Искусство танца» для детей (первый год обучения) расширять лексику движений ребенка, развивать его двигательную память.
Задача модуля «Театр Танца» для детей (второй год обучения) позволяет
непосредственно создавать с детьми танцевальные миниатюры и спектакли.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ состоит в том, что система обучения танцу
строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей
каждого ребенка; соблюдается личностно - центрированный подход в обучении
хореографии; танец рассматривается как способ развития основных
познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.

6

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ
модули
«Искусство танца»
для детей (первый
год обучения)
«Театр танца» для
детей (второй год
обучения)

первый год обучения
второй год обучения
Объем образовательных услуг (занятий) в год
64
-

-

Продолжительность занятий: 30 минут

64

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Содержание
Количество возрастных
групп
Начало учебного года
График каникул
Окончание учебного года
Продолжительность
учебного года, всего, в
том числе
I полугодие
II полугодие
Продолжительность
недели
Объем недельной
образовательной нагрузки
(НОД)
Сроки проведения
мониторинга
Праздничные (выходные)
дни

первый год обучения
2

второй год обучения
2

с 19.09
с 30.12 по 12.01
31 мая

с 19.09
с 30.12 по 12.01
31 мая

32 недели

32 недели

13 недель
19 недель
5 дней

13 недель
19 недель
5 дней

60 мин

60 мин

01.10 – 15.10
15.05 – 31.05
4.11,
с 01.01 по 11.01,
23.02,
с 07.03 по 09.03
с 01.05.по 04.05.
С 09.05. по 11.05

01.10 – 15.10
15.05 – 31.05
4.11,
с 01.01 по 11.01,
23.02,
с 07.03 по 09.03
с 01.05.по 04.05.
С 09.05. по 11.05

4. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО МОДУЛЯМ.
4.1. «Искусство танца» для детей (первый год обучения).
Пояснительная записка:
Курс «Искусство танца» рассчитан на два года для детей (первый год
обучения) и позволяет педагогу расширить рамки задач. На первом году
обучения по данному курсу ставятся следующие задачи:
Перед
педагогом:
продолжать
работу
над
развитием
выразительности движений, пространственно ориентации, формировать
навыки" самостоятельного выбора движений для образно-игровых
ситуаций, привычку и потребность к двигательной активности у
ребенка, совершенствование нервных процессов детей, организации
«школы» движений - обеспечить мотивацию детей к выразительному и
эмоциональному исполнению репертуара этюдов и игр.
Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут.
Содержание курса «Искусство танца»
для детей (первый год обучения).
Раздел "Азбука танца"
1. Постановка корпуса:
• продолжение работы над подтянутостью спины
• красивой постановкой головы
• ощущением «развернутости» плеч.
2. Ходьба:
Простой танцевальный шаг (с вытянутым носком стопы)
• в спокойном темпе
• равномерном
ритме
(идем
получать
золотые
медали).
Шаг со свободной стопой
• в разном ритме и темпе
Шаг на пятках: продолжение работы над прямой спиной при
исполнении шага (разбей лед на луже).
Шаг на носках: работа над «подтянутостью» колен во время шага
(не запачкай туфельки).
Шаг назад: исключать сталкивание детей.
3. Движения рук, включаемые в ходьбу:
• размахивание вперед
• размахивание назад
• подъем вверх
• подъем в стороны
• руки спрятаны за спину
• движение с использованием хлопков.
4. Бег:
• легкий
• равномерный бег с захлестыванием голени назад: носок стопы
9

вытянут, следить за подтянутостью спины.
5. Прыжки:
• легкие
• равномерные
• высокие: по 1/4 такта,
• низкие: по 1/8 такта.
возможны
сочетания
прыжков
различной
длительности
и
чередование их м• чередование
прыжков
и
«пружинки»
(на
преодоление двигательного автоматизма).
6. Поскоки:
• Легко перепрыгивать с ноги на ногу, движение вводится во
второй
половине учебного
года (подготовка
к
этому
виду
движения
проводится
с
детьми
в
первой
половине
года)
сочетать поскоки с
ноги на ногу с ходьбой на высоких
полупальцах или бегом (мячики скачут, мячики покатились).
7. Притопы:
• удары стопы в пол равномерно по три ( тройной притоп), различные
сочетания ударов стопы в пол одной ногой несколько раз подряд
• поочередные удары равномерно и с паузой: три чередующихся
удара разными ногами (по 1/8 такта и затем пауза).
8. Упражнение для головы:
• наклоны головы вперед (вниз)
• в стороны (к ушкам) и по точкам с одной стороны на другую
(птичка клюет и здоровается клювиком)
• полукруговые движения (голова повернута вправо, затем вниз, а
потом поднимается в сторону, аналогично полукруг можно провести через
верх).
9.Упражнение для плеч:
•
спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания вниз
(одновременно два плеча и поочередно правое - левое)
Круговые движения плечами вперед или назад:
• руки могут быть опущены вдоль корпуса
• поставлены на пояс
• положение «крылышки утят»
• руки согнуты в локтях, локти направлены вниз и вместе с
круговыми движениями плеч также очерчивают круг, кисти
лежат на плечах
• «паровозик едет».
10.Упражнения для корпуса:
• активные наклоны в стороны
• наклоны вперед
• перегибы корпуса назад
Наклоны чередуются, исполняются в разных ритмических
рисунках и на разные наклоны корпуса вперед (вниз) на 2/4 , а выпрямление
10

на 1/4
такта, затем пауза на 1/4.
• один подъем и опускание плеч по 1/8 такта.
11.Упражнение
для
кистей,
рук,
пальцев:
Руки
• к ранее проученным добавляются круговые движения
• круговые движения вперед- назад, к себе - от себя
• круговые движения от локтя (пальцы могут быть вытянуты или
собраны в кулак)
Движения рук исполняются ритмично, четко (мельница, стрелки часов).
• работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх
(крылья бабочки)
• пальцы рук активно собираем в кулачки, а затем вытягиваем,
собирая их вместе или растопырив (кошка выпускает коготки)
• Можно использовать пальчиковые игры.
Пружинные движения руками
• выразительность и слитность движения
В качестве музыкального сопровождения можно рекомендовать музыку
энергичного характера м.р. 4/4.
Тема контрастов: работа над образными движениями (маленький
воробушек- большой орел, бабочки - жуки, цветы -злюки- закорюки)
12. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Вводится а курсе «Искусство танца» (для развития у ребенка умений и
навыков владения своим телом). Движения исполняются по принципу контраста
- напряжение- расслабление.
• Исполняются
образные
движения:
ящерка
свернулась,
вытянулась, кошка выгибает спину, катаемся на велосипеде,
«неваляшка».
Упражнения
выстраиваются
от
простого
к
сложному.
• упражнения для стоп, колен, корпуса
• сидя на полу
• лежа на полу для рук, ног, корпуса.
Раздел " Язык танца
1.Танцевальные движения:
Приставной шаг: (шаг - приставить) (поднимаемся по лесенке, спускаемся с
нее)
• в сторону (вправо, влево)
• вперед
• со статичным положением рук.
Топающий шаг:
Шаг с притопом: шаг ногой вперед, затем два притопа, пауза 1/4
такта.
Боковой галоп:
11

• Начало
разучивания
(движение
рекомендуется
вводить
во
второй половине года).
Полуприседание:
небольшое
сгибание
ног
в
коленях
и
последующее их вытягивание - «пружинки: » мягко и резко, но равномерно.
Хорошо это движение окрасить динамическими оттенками ( деревянный
Буратино, мягкие ноги у Мальвины)
. Повороты на двух ногах:
• кружимся
вокруг
себя
на
полупальцах,
равномерное
переступание.
Вынос ноги на каблук:
• с одновременным полуприседанием
• знакомство детей с понятием «опорная нога», « работающая
нога»
Хлопки:
• тройные с паузой по 1/8 такта,
• удары ладонь о ладонь,
• удары по коленам,
• удары по плечам.
Шлепки по бедрам
2. Ориентация в пространстве:
• Исполнение основных упражнений и танцевальных движений в
различных рисунках:
Круг:
• один круг
• два круга (концентрических)
Линии:
• одна линия
• две линии (друг за другом или лицом друг к другу)
• «змейка»
• плетем "корзиночку"
Движение:
по кругу ( с равными расстояниями между детьми)
• в противоположную сторону
• врассыпную
• упражнение « петелька»
• упражнение «воротца»
• движение по кругу в парах.
3. Парные движения:
Кружение в парах.
• «лодочкой»: ноги движутся вперед (друг за другом)
• отход друг от друга назад
• различные виды хлопков в паре
• поочередное исполнение движений партнера и партнерши
• переходы к другому партнеру во время танца
12

4. Упражнения с предметами.
Куклы
• покачивание
• передача друг другу.
Куклу можно:
• посадить на стульчик
• станцевать для нее
• погрозить ей пальчиком
• погладит по голове.
Платочек:
• ранее полученные навыки движения с платочком сочетать в
небольшие комбинации
• стоя
• продвигаясь простым шагом.
Погремушки:
• удары или встряхивания по 1/4 такта или 1/8 равномерно или по
3 с последующей паузой
• поочередные у дары погремушкой по правому и левому плечу
• поочередные удары погремушкой по коленям
• тройные удары погремушкой по ладони левой руки.
Раздел " Этикет танца"
1. Поклон
• исполняется у мальчиков и девочек по-разному.
Работа над этикетом танца:
Партнер приглашает девочку на танец и благодарит в конце танца поклоном,
девочка отвечает на приглашение и выражает благодарность за танец также,
поклоном.
• Партнер проводя девочку на танец, смотрит на нее., общается с
ней в танце мимикой, жестами, глазами.
Программные танцы:
• «Ладошки и ножки»
• «Веселые малыши»
• «Краковяк»
• «Танец с платочком»
• «Танец с погремушками»
• «Зимняя пляска»
• «Веселые парочки»
• «Пляска с султанчиками»
• « Стирка»
• « Танец с шарами»
• «Танец с ленточками»
• «Повторяй за мной»
• «Танец с платочком»
13

• Парный танец «Дружба»
• Парный танец с хлопками
• Индивидуальные танцы
• Танец зайчат»
• «Танец снежинок»
• «Лягушата»
• «Елочки»
• «Матрешки»
• «Огоньки»
• «Танец капелек»
• «Маленькие ежики»
• «Танец пекарей»
• «Озорные петушки»
• «Озорные мышки»

14

Учебно – тематический план
"Искусство танца" для детей (первый год обучения).
Раздел

Тема

Кол-во академических часов
Теория

Постановка корпуса
Ходьба
Вот
Прыжки
Подскоки
Притопы
Упражнения для кистей, пальцев и рук
Упражнения для головы
Партерная гимнастика
Упражнения для корпуса
Итого

" Азбука
танца"

" Язык танца" Танцевальные движения
Парные движения
Упражнения с предметами
Ориентация в пространстве
Итого
" Этикет
поклон
танца"
Итого
" ИграРабота над мимикой лица
начало
театра"
Этюды
Слушанье музыки
Итого
«Ладошки и ножки»
«Веселые малыши»
«Краковяк»
«Танец с платочком»
«Танец с погремушками»
«Зимняя пляска»
«Веселые парочки»
«Пляска с султанчиками»
« Стирка»
« Танец с шарами»
«Танец с ленточками»
Итого
итого по всем разделам

Репертуар

15

Практика

Итого

0,2
0,3
0,5
0,3
0,4
0,3
0,5
0,5
0,8
0,2
4,0
1,5
1.5
1,0
1.0
5,0
1,0
1,0

1,0
1.0
2,0
1.0
1,0
0,5
0,5
0,5
1.0
0,5
9,0
2,0
2,0
4,0
3,0
11,0
4,0
4,0

1,2
1,3
2,5
1,3
1,4
0,8
1,0
1,0
1,8
0,7
13,0
3,5
3,5
5,0
4,0
16,0
5,0
5,0

2,0

3,0

5,0

2,0
1,0
5,0
0,4
0,4
0,4
0,4 |
0,5
0,5
0,5
0.5
0.4
0,5
0,5
5.0
20,0

2,0
5,0
10,0
0,5
0.5
1.0
1,0
1,0
1.0
1.0
1.0
1.0
0.5
1,0
11,0
44,0

4,0
6,0
15,0
0,9
0,9
1,4
1,4
1,5
1,5
1,5
1,5
1,4
1,0
1,5
16,0
64,0

Первый год обучения
Раздел
«Азбука
танца»

«Язык
танца»

«Этикет
танца»

Игра
Репертуа
р

Тема
Постановка корпуса
Ходьба, бег
Прыжки, притопы
Упражнения для
головы
Упражнения для
корпуса
Танцевальные
элементы:
топающий шаг,
высокий шаг
прямой галоп
выставление ноги
на носок
выставление ноги
на каблук
фонарики
полочка
погрозили
удары по коленям
пальчик о пальчик
попеременные
удары.
Парные движение
Танцы с атрибутами
Ориентация в
пространстве
Поклон
Приглашение к
танцу

9
*
*
*
*

10
*
*
*
*

11
*
*
*
*

12
*
*
*
*

1
*
*
*
*

2
*
*
*
*

3
*
*
*
*

4
*
*
*
*

5
*
*
*
*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*
*

*
*

*

Общая моторика
«Ходим-прыгаем»
«Ходим-бегаем»
«Листики осенние»
«Краковяк для
малышей»
«Ребята и зверята»

*

*

*

*

*

*

*
*

*
*

*
*

*

*

*

*

*

*

*

*

*
*

*

*

*

*

*

*

*

*
*

*
*
*

*

*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

16

*
*

*

*

*

*

«Шагают ножки»
«Птица»
«Танец с платочком»
«Танец снежинок»
«Сидело два медведя»
«Шла лиса»
«Зимняя пляска»
«Стирка»
«Гномики-прачки»
«По тропинке»
«Веселая прогулка»
«Танец с платочками»
«Весенняя березка»
«Мы шагаем»
«Мотылек»
Количество занятий в месяц
Количество занятий в год

*
*

*
*
*

*
*

*
*
*
*

*

*
*
*

*

*

*
8

8

8

*

*
*
*

8

*

8
64

8

*
*
*

*
*

*

*
8

*
8

*
8

К концу 1 года обучения дети должны усвоить:
•
•
•
•
•
•

Правила исполнения движений в паре
Простейшую терминологию «Азбуки танца»
Реагировать на музыкальное вступление (слушать, выбегать под него)
Красиво и правильно выполнять танцевальные элементы раздел «Язык танца»
Свободно владеть платочком, фонариком, погремушкой
Ориентироваться в пространстве: двигаться «змейкой», по кругу, друг за
другом, по разным направлениям, вперед и назад.
• Откликаться на динамические оттенки в музыке и простейшие ритмические
рисунки.
• Эмоционально передавать доступные для понимания образы (лисички,
лошадки, зайчики, кошки, мышки …).
• Овладеть репертуаром, предполагаемым для изучения по курсу (с помощью
взрослого – по показу).

17

4.2. «Театр танца» для детей (второй год обучения).
Пояснительная записка:
Курс «Искусство танца» рассчитан на 1 год обучения для детей (второй
год обучения) и позволяет педагогу расширить рамки задач. На этом году
обучения по данному курсу ставятся следующие задачи:
Педагогические: продолжать работу над развитием навыков общения в
паре, самостоятельного использования опыта музыкально-двигательной
деятельности в исполнительстве, создавать условия для выражения своего
отношения к музыке, движению, партнёру.
Воспитывать культуру движения через мышечное ощущение, а также через
потребность ребёнка включаться в движение всем двигательным аппаратом.
Развивать уровень самостоятельности и индивидуальных проявлений.
Занятия проводятся два раза в неделю по 25 минут.
Содержание занятий «Театр танца» для детей (второй год обучения)
Раздел "Азбука танца"
1.Постановка корпуса:
• продолжение работы над подтянутостью спины
• красивой постановкой головы
• ощущением «развернутости» плеч.
2.
Ходьба:
Простой танцевальный шаг (с вытянутым носком стопы)
• в спокойном темпе
• равномерном
ритме
(идем
получать
золотые
медали).
Шаг со свободной стопой
• в разном ритме и темпе
Шаг на пятках: продолжение работы над прямой спиной при
исполнении шага (разбей лед на луже).
Шаг на носках: работа над «подтянутостью» колен во время шага
(не запачкай туфельки).
Шаг назад: исключать сталкивание детей.
3. Движения рук, включаемые в ходьбу:
• размахивание вперед
• размахивание назад
• подъем вверх
• подъем в стороны
• руки спрятаны за спину
• движение с использованием хлопков.
4. Бег:
• легкий
• равномерный бег с захлестыванием голени назад: носок стопы
18

вытянут, следить за подтянутостью спины.
5. Прыжки:
• легкие
• равномерные
• высокие: по 1/4 такта,
• низкие: по 1/8 такта.
возможны
сочетания
прыжков
различной
длительности
и
чередование их м• чередование прыжков и «пружинки» (на преодоление
двигательного автоматизма).
6. Поскоки:
• Легко перепрыгивать с ноги на ногу, движение вводится во
второй
половине учебного
года (подготовка
к
этому
виду
движения
проводится
с
детьми
в
первой
половине
года)
сочетать поскоки с
ноги на ногу с ходьбой на высоких
полупальцах или бегом (мячики скачут, мячики покатились).
7. Притопы:
• удары стопы в пол равномерно по три ( тройной притоп), различные сочетания
ударов стопы в пол одной ногой несколько раз подряд
• поочередные удары равномерно и с паузой: три чередующихся
удара разными ногами (по 1/8 такта и затем пауза).
8.Упражнение для головы:
• наклоны головы вперед (вниз)
• в стороны (к ушкам) и по точкам с одной стороны на другую
(птичка клюет и здоровается клювиком)
• полукруговые движения (голова повернута вправо, затем вниз, а
потом поднимается в сторону, аналогично полукруг можно провести через верх).
9.Упражнение для плеч:
• спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания вниз (одновременно
два плеча и поочередно правое - левое)
Круговые движения плечами вперед или назад:
• руки могут быть опущены вдоль корпуса
• поставлены на пояс
• положение «крылышки утят»
• руки согнуты в локтях, локти направлены вниз и вместе с
круговыми движениями плеч также очерчивают круг, кисти
лежат на плечах
• «паровозик едет».
10.Упражнения для корпуса:
• активные наклоны в стороны
• наклоны вперед
• перегибы корпуса назад
Наклоны чередуются, исполняются в разных ритмических
рисунках и на разные наклоны корпуса вперед (вниз) на 2/4 , а выпрямление на
1/4
19

такта, затем пауза на 1/4.
• один
подъем
и
опускание
плеч
по
1/8
такта.
11.Упражнение
для
кистей,
рук,
пальцев:
Руки
• к ранее проученным добавляются круговые движения
• круговые движения вперед- назад, к себе - от себя
• круговые движения от локтя (пальцы могут быть вытянуты или
собраны в кулак)
Движения рук исполняются ритмично, четко (мельница, стрелки часов).
• работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх
(крылья бабочки)
• пальцы рук активно собираем в кулачки, а затем вытягиваем,
собирая их вместе или растопырив (кошка выпускает коготки)
• Можно использовать пальчиковые игры.
Пружинные движения руками
• выразительность и слитность движения
В качестве музыкального сопровождения можно рекомендовать музыку энергичного
характера м.р. 4/4.
Тема контрастов: работа над образными движениями (маленький воробушекбольшой орел, бабочки - жуки, цветы -злюки- закорюки)
12. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Вводится а курсе «Искусство танца» (для развития у ребенка умений и навыков
владения своим телом). Движения исполняются по принципу контраста напряжение- расслабление.
• Исполняются
образные
движения:
ящерка
свернулась,
вытянулась,
кошка
выгибает
спину,
катаемся
на
велосипеде,
«неваляшка».
Упражнения
выстраиваются
от
простого
к
сложному.
• упражнения для стоп, колен, корпуса
• сидя на полу
• лежа на полу для рук, ног, корпуса.
Раздел " Язык танца
1.Танцевальные движения:
Приставной шаг: (шаг - приставить) (поднимаемся по лесенке, спускаемся с нее)
• в сторону (вправо, влево)
• вперед
• со статичным положением рук.
Топающий шаг:
Шаг с притопом: шаг ногой вперед, затем два притопа, пауза 1/4
такта.
Боковой галоп:
• Начало
разучивания
(движение
рекомендуется
вводить
во
второй половине года).
20

Полуприседание: небольшое сгибание ног в коленях и последующее их
вытягивание - «пружинки: » мягко и резко, но равномерно.
Хорошо это движение окрасить динамическими оттенками ( деревянный
Буратино, мягкие ноги у Мальвины)
. Повороты на двух ногах:
• кружимся
вокруг
себя
на
полупальцах,
равномерное
переступание.
Вынос ноги на каблук:
• с одновременным полуприседанием
• знакомство детей с понятием «опорная нога», « работающая
нога»
Хлопки:
• тройные с паузой по 1/8 такта,
• удары ладонь о ладонь,
• удары по коленам,
• удары по плечам.
Шлепки по бедрам
2. Ориентация в пространстве:
• Исполнение
основных
упражнений
и
танцевальных
движений
в
различных рисунках:
Круг:
• один круг
• два круга (концентрических)
Линии:
• одна линия
• две линии (друг за другом или лицом друг к другу)
• «змейка»
• плетем "корзиночку"
Движение:
по кругу ( с равными расстояниями между детьми)
• в противоположную сторону
• врассыпную
• упражнение « петелька»
• упражнение «воротца»
• движение по кругу в парах.
3. Парные движения:
Кружение в парах.
• «лодочкой»: ноги движутся вперед (друг за другом)
• отход друг от друга назад
• различные виды хлопков в паре
• поочередное исполнение движений партнера и партнерши
• переходы к другому партнеру во время танца
4. Упражнения с предметами.
Куклы
21

• покачивание
• передача друг другу.
Куклу можно:
• посадить на стульчик
• станцевать для нее
• погрозить ей пальчиком
• погладит по голове.
Платочек:
• ранее полученные навыки движения с платочком сочетать в
небольшие комбинации
• стоя
• продвигаясь простым шагом.
Раздел " Этикет танца"
1. Поклон
• исполняется у мальчиков и девочек по-разному.
Работа над этикетом танца:
Партнер приглашает девочку на танец и благодарит в конце танца поклоном, девочка
отвечает на приглашение и выражает благодарность за танец также, поклоном.
• Партнер проводя девочку на танец, смотрит на нее., общается с
ней в танце мимикой, жестами, глазами.
Программные танцы:
• ««Полька-хлопушка»
• «Часики»
• «Дельфин»
• «Русский лирический»
• «Большая стирка»
• «Кик»
• «Карусель»
• «Русские матрешки»
• «Веселое жонглирование»
Индивидуальные танцы:
•
•
•
•
•
•
•
•
•

«Полька-хлопушка»
«Часики»
«Дельфин»
«Русский лирический»
«Большая стирка»
«Кик»
«Карусель»
«Русские матрешки»
«Веселое жонглирование»

•
22

Учебно-тематический план
«Театр танца» для детей (второй год обучения)
Раздел
" Азбука
танца"

" Язык
танца"

" Этикет
танца"
" Играначало
театра"

Тема
Теория
0,2
0,3
0,5
0,3
0,4
0,3
0,5
0,5
0,8
0,2
4,0

Постановка корпуса
Ходьба
Бег
Прыжки
Подскоки
Притопы
Упражнения для кистей, пальцев
Упражнения
для головы
рук
Партерная гимнастика
Упражнения для корпуса
Итого
Танцевальные движения

Кол-во академических часов
Практика
Итого
1,0
1,2
1.0
1,3
2,0
2,5
1.0
1,3
1,0
1,4
1,0
1,3
0,5
1,0
0,5
1,0
1.5
2,3
0,5
0,7
10,0
14,0

1,5

2,0

3,5

Парные движения
Упражнения с предметами
Ориентация в пространстве
Итого
Поклон
Итого
Работа над мимикой лица

1.5
1,0
1.0
5,0
1,0
1,0

2,0
4,0
3,0
11,0
4,0
4,0

3,5
5,0
4,0
16,0
5,0
5,0

2,0

3,0

5,0

Этюды
Слушанье музыки

«Часики»
«Дельфин»
«Русский лирический»
«Большая стирка»
«Кик»
«Карусель»
«Русские матрешки»
«Веселое жонглирование»
Танец короля и принцессы
«Настоящая метла»

2,0
1,0
5,0
0,4
0,4
0,4
0,4
0,5
0,5
0,5
0.5
0.4
0,5
0,5

2,0
5,0
10,0
0,5
0.5
1.0
1,0
1,0
1.0
1.0
1.5
1.0
1.5
1,0

4,0
6,0
15,0
0,9
0,9
1,4
1,4
1,5
1,5
1,5
2,0
1,4
2,0
1,5

Итого

5.0

11,0

16,0

20,0

44,0

64,0

Итого
Репертуар «Полька-хлопушка»

итого по всем разделам

23

Второй год обучения
Раздел
«Азбука
танца»

«Язык
танца»

«Этикет
танца»

Игра
Реперту
ар

Тема
Постановка корпуса
Ходьба, бег
Прыжки, притопы
Упражнения для
головы
Упражнения для
корпуса
Подскоки
Боковой галоп
Танцевальные
элементы:
топающий шаг,
приставной шаг
высокий шаг
боковой галоп
выставление ноги
на носок
выставление ноги
на каблук
хлопки
полочка
удары по коленям
полуприседание
попеременные
удары.
шлепки по бедрам
повороты на двух
ногах
Танцы с атрибутами
Ориентация в
пространстве
Поклон
Приглашение к
танцу

9
*
*
*
*

10
*
*
*
*

11
*
*
*
*

12
*
*
*
*

1
*
*
*
*

2
*
*
*
*

3
*
*
*
*

4
*
*
*
*

5
*
*
*
*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*

*
*

*

*
*
*

*

*

*

Общая моторика
«Полька - хлопушка»
«Танец Сулеймана»

*
*
*

*
*
*

*

*

*

*

*
*

*

*

*
*

*

*
*
*

*

*

*
*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*
*

*
*
*

*

*

*

*

*

*

*

24

*
*

*

*

*
*

«Веселый ритмич.
танец»
«Часики»
«Сосулька»
«В ритме польки»
«Дельфин»
«Веселое
жонглирование»
«Поиграем с ручками»
«Кик»
«Рок-н ролл лежа»
«Русский лирический»
«Буги-вуги»
«Большая стирка»
«Маленькая страна»
«Паровоз»
«Веселый слоненок»
«Веселое
путешествие»
«Путешествие в
волшебный лес»
«Танец короля и
принцессы»
Количества занятий в месяц
Количество занятий в год

*

*

*
*

*
*
*

*
*
*
*

*
*
*
*

*
*

*
*

*
*
*
*

*
*
*

*

*
*

*

*
*

*

*

*

*

*

*

*

*
*
*
*

8

•

25

8

8

8
64

8

*

*
*

8

*
*

8

*
8

8

Итоги освоения ПРОГРАММЫ
« Искусство танца» для детей (первый год обучения)
К концу года дети (первый год обучения) должны знать:
• Динамические оттенки в музыке.
• Несколько
движений
в
бального танца).

исходных
положений
для
паре
(положение
при
исполнении

исполнения
народного
и

• Особенности и применение трех видов поклона (в народном и бальном
характерах, при приветствии педагога).
• Правила исполнения движений в паре.
Должны уметь:
• Откликаться на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в хлопках,
шлепках, притопах)
• Делать
поклон
на
музыкальное
соответствии с характером и темпом музыки.

вступление,

в

• Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы и применять их в
свободных композициях, этюдах и играх.
• Свободно владеть атрибутами.
• Иметь навыки элементарных упражнений «партерной» гимнастики.
• Согласованно исполнять танцевальные движения в паре
и коллективе.
• Самостоятельно исполнять предлагаемый для изучения по данному курсу
репертуар.

26

Планируемые результаты освоения программы
« Театр танца» для детей (второй год обучения)
К концу года дети (второй год обучения) должны знать:
• Азы партнёрских отношений
• 4-5 программных танцев, предлагаемых по курсу ( на усмотрение педагога,
ориентированного на возможности детей)
• 2-3 индивидуальных танца
• Варианты исполнения танцев при разучивании и в композиционном построении.
• Индивидуальные танцы, используемые в театрализациях и итоговом спектакле.
• Историю возникновения танцев «Полонез», «Вальс», «Полька».
• Достаточный запас танцевальных движений.
• Должны уметь:
• Проявлять устойчивые музыкально-ритмические навыки.
• Откликаются на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в хлопках,
шлепках, притопах)
• Показать достаточный уровень исполнительской выразительности.
• Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы и применять их в
свободных композициях, этюдах и играх.
• Свободно владеть атрибутами.
• Иметь навыки упражнений «партерной» гимнастики.
• Согласованно исполнять танцевальные движения в паре
и коллективе.
•Критически оценивать уровень своих исполнительских возможностей.
• Создавать посредством мимики, пластики, жеста характер и образ героев
спектакля.

•

Воспринимать музыкально - танцевальный материал по словесному
описанию.

•

Сопереживать и ценить партнера по совместному творчеству (как
взрослого, так и ровесника).

Критерии оценки представлены в приложении
27

6. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных
направлений педагогического влияния на детей и взрослых и организация их
совместной
деятельности.
Мы
определили
педагогические
условия,
обеспечивающие успешность процесса социально-педагогической адаптации к
современному социуму детей в процессе реализации программы дополнительного
образования. К ним мы отнесли: субъект-субъектные отношения педагога и
ребенка; вариативность образования; создание ситуации выбора и успеха для
каждого ребенка; личное участие в мероприятиях
программы; создание
развивающей среды.
Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных
функций, обеспечивающих целенаправленное управление процессом реализации
программы: обеспечение повышения квалификации педагогов; интеграция
основного и дополнительного образования, формирование готовности у
воспитанников к активной самостоятельной деятельности; обеспечение
образовательного процесса
методической литературой, образовательными
программами;
педагогический
мониторинг;
обеспечение
творческой
интеллектуальной деятельности участников образовательного процесса. Система
организационных условий направлена на планирование,
организацию,
координацию, регулирование и контроль за реализацией программы.
Программой дополнительного образования предусмотрены следующие формы
занятий: групповые, подгрупповые и индивидуальные.
Занятия проводятся 2 раз в неделю , длительность занятий соответствует
возрасту детей: (первый год обучения) – 30 минут; (второй год обучения) – 30
минут.
Программа дополнительного образования по хореографии строится на
следующих принципах:
∙ постепенность в развитии природных способностей детей;
∙ строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
∙ систематичность и регулярность занятий;
∙ целенаправленность учебного процесса.
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и
методы:
- организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения
различных форм занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные,
репетиционные;
- создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей в
концертной деятельности;
- создание информационной среды различными средствами (беседы, игры ).
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных
особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает
постепенное увеличение физической нагрузки на организм ребёнка и
28

сопровождается объяснением, показом движений, самостоятельной работой,
анализом.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
• Оборудованный зал:
• видео, аудиоаппаратура (интерактивное оборудование, музыкальный центр)
• фортепиано
• Диски и флэшносители с записями программных танцев
• Стульчики - 25 штук
• коврики

для

занятий

партерной

гимнастикой – 25 штук

• платочки 25 *25 см – 25 штук
• ленточки 50 см. на кольцах, желательно разных цветов – 50 штук
• погремушки - 50 штук
• султанчики - 50 штук
• флажки разноцветные - 50 штук
• корзинки с цветами, веночки, искусственные цветы - 25 штук
• атрибуты для сюжетно - ролевых танцев

29

8. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем
//Анохин П.К. Избранные труды. М.,1978.С157-160
2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.
3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии
активности. М.: Наука, 1966.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.:
СОЮЗ, 1997.96с.
5. Гончаров В.Н. Влияние различных видов двигательной и зрительной
памяти
на
успешность
овладения
физическими
упражнениями//Психофизиологическое изучение учебной и спортивной
деятельности. Л.,1981.
6. Гончаров В.И. Формирование двигательных умений (мнемические
аспекты): ЛГПИ им. Герцена, Л. 1983.195с.
7. Ильин Е.П. Двигательная память и память на движения-синонимы? //
Вопросы психологии, 1990. № 4 с.82-85
8. Конорева Т.С. Соотношение волевой активности и особенности памяти у
шестилетних детей в зависимости от пола // Психология и
психофизиология активности и саморегуляции поведения деятельности
человека. Свердловск, 1989.
9. Кузнецов М.А., Заика Е.В. Методика исследования объёма и точности
моторной кратковременной памяти // Вопросы психологии, 1989.№ 4.
С.158-160.
10. Скобенников К.А. Запоминание движений при разучивании вольных
упражнений в гимнастике // Вопросы психологии спорта / под ред. А.Ц.
Пуни. М.,1955.
11. Соснина И.Г. Специальные способности артиста балета: природа,
структура, диагностика // Пермский гос. Пед. Ун-т, Пермь, 1997.20с.
12. Усова О.В. «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр
танца».

30

Приложение 1.
МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

1.
2.
3.
4.
5.

Наблюдения педагога.
Беседы с родителями.
Открытые занятия для родителей и коллег.
Выступления в концертах и праздниках МАДОУ.
Диагностика уровня развития детей.
Наблюдения педагога за детьми происходит на протяжении всего учебного года
и является очень эффективным способом развития каждого ребенка. Каждое
занятие педагог наблюдает за детьми, во время которого аккуратно и ненавязчиво
делает им замечания, поправляет, подсказывает как легче и правильнее исполнять
то или иное задание, движение, комбинацию и т.д.
Несколько раз в месяц педагог беседует с родителями: дает практические
советы, подсказывает, на что необходимо обратить внимание, над чем и как
работать дома для реального развития умственных и физических возможностей
детей.
Открытые занятия являются реальным показателем уровня развития. Они
проводятся 3 раза в год.
Первое – «Чем мы занимаемся» - проводится в начале учебного года, примерно
через месяц после начала занятий ( в конце октября ), на котором педагог
показывает и рассказывает родителям, чем их дети будут заниматься в этом году.
Второе – «Путешествие к Деду Морозу» - проводится в конце первого полугодия,
сюжетное занятие с демонстрацией полученных знаний и умений.
Третье – «Чему мы научились»- заключительное сюжетное занятие в учебном
году.
Выступления детей на праздниках МАДОУ являются стимулом их занятий.
Прилагаемая карта диагностики уровня развития детей заполняется педагогом
в начале и в конце учебного года. Педагог оценивает детей по пяти параметрам:
1. Гибкость и растяжка тела ( наклоны во всех направлениях, складка вперед,
прогибы назад, «шпагат» ).
2. Музыкальность (умение слушать и слышать музыку, правильно
согласовывать движения с музыкой, исполнять движения, заданные
педагогом, в верном ритмическом рисунке).
3. Внимание (внимательность во время исполнения движения, на занятии
вообще. Постоянное внимание на педагога, умение его слушать и слышать).
4. Координация движения (умение ребенка согласовывать движения рук, ног,
головы и других частей своего тела).
31

5. Прыжок (высота и легкость прыжка, правильное положение ног, рук,
корпуса во время исполнения).
Для удобства заполнения используются условные обозначения, которые делят
каждую характеристику на 3 уровня.
Характеристика параметров:
(Для 1-го года обучения:)
Гибкость
- низкий уровень - наклоны и перегибы крайне малы, растяжка на шпагат
отсутствует.
- средний уровень – ребенок старается наклоняться и делать перегибы, но, при
этом сгибает колени, не следит за положением ног и рук. При исполнении
шпагата ноги согнуты, завернуты.
- высокий уровень- амплитуда наклонов и перегибов 90 , до полного шпагата
остается 10 -20 сантиметров, ноги выпрямлены.
Музыкальность
- низкий уровень– иногда ребенок понимает ритм и темп музыки, но не может
согласовать движения с ней, отобразить ритмический рисунок.
- средний уровень – ребенок хорошо слышит музыку, но не всегда ее слушает,
согласовывая движения с ней, зачастую допускает ошибки.
- высокий уровень – ребенок имеет абсолютный музыкальный слух, но в силу
необученности не всегда может согласовать движения с музыкой. Несложные
движения всегда танцует в верном ритмическом рисунке и темпе.
Внимание
- низкий уровень - ребенок не может сконцентрировать внимание на занятии,
лишь иногда исполняет движения верно, благодаря своим способностям.
- средний уровень - концентрация внимания лишь на самом интересном, не более
50% за занятие.
- высокий уровень - концентрация внимания на 70% за занятие.
Координация движения
- низкий уровень - редкое движение получается хотя бы в «грязном» виде и
только после индивидуальной работы с педагогом.
32

- средний уровень - 50% движений удается скоординировать.
- высокий уровень - 70% движений исполняются верно по координации.
Прыжок
- низкий уровень - ребенок пытается прыгнуть, но прыжок получается редко и
очень низко, скорее похож на покачивания и приседания.
- средний - прыжок высокий, но нелегкий, с согнутыми ногами, приземление
происходит неверно. Во время прыжка ребенок не умеет держать корпус прямо,
руки в заданном положении.
- высокий уровень - ребенок старается прыгать высоко, держать верно руки, ноги
и корпус, но у него это получается не всегда.

Характеристика параметров диагностики уровня развития детей
(Для 2-го года обучения)
Гибкость
- низкий уровень - ребенок старается наклоняться и делать перегибы, но делает
это с минимальной амплитудой, при этом сгибает колени, не следит за
положением ног и рук. При исполнении шпагата ноги согнуты завернуты.
- средний уровень - амплитуда наклонов и перегибов 90 , до полного шпагата - 10
сантиметров.
- высокий уровень - природная гибкость позволяет ребенку гнуться во все
стороны с любой амплитудой, полная растяжка на шпагат.
Музыкальность
- низкий уровень - иногда ребенок понимает ритм и темп музыки и старается
согласовать с ней движения.
33

- средний уровень - ребенок хорошо слышит музыку, но в силу необученности не
всегда может согласовать движения с музыкой. Несложные движения всегда
танцует в верном ритмическом рисунке и темпе.
- высокий - всегда верно согласовывает движения с музыкой.
Внимание
- низкий уровень - концентрация внимания на 30% за занятие, не умеет слушать
педагога.
- средний уровень - концентрирует внимание лишь на самом интересном, не
более 50% за занятие.
- высокий уровень - полное внимание во время всего занятия.
Координация движения
- низкий уровень - координация движений нарушена, но, благодаря стараниям и
индивидуальной работе с педагогом, некоторые движения иногда получаются
верно.
- средний уровень - 50% движений удается скоординировать.
- высокий уровень - ребенок координирует все движения, возможно не с первого
раз, а после нескольких попыток.
Прыжок
- низкий уровень - ребенок прыгает низко и немного раз подряд.
- средний уровень - ребенок старается прыгать высоко, держать верно руки, ноги
и корпус, но у него это получается не всегда.
- высокий уровень - ребенок прыгает высоко, легко, приземление – мягко. Он
вытягивает стопы и колени во время прыжка, держит спину прямо, руки – в
заданном положении.
Пластичность
34

- низкий уровень – ребёнок исполняет резкие, энергичные движения «грубо»,
«неуклюже», а мягкие плавные движения – вяло.
- средний уровень – ребёнок умеет исполнять красиво и энергичные, резкие
движения, и плавные, но только в отдельности, по одному движению.
- высокий уровень – ребёнок умеет чётко и красиво исполнять и энергичные, и
плавные движения как отдельно, так и в связке с другими движениями.
Эмоциональность
- низкий уровень – ребёнок не откликается на характер музыки, все движения
исполняет в одном характере, соответствующем темпераменту самого ребёнка.
- средний уровень – ребёнок способен исполнить отдельные движения в нужном
характере, но в связке с другими движениями переключается на свойственную
ему манеру исполнения.
- высокий уровень – ребёнок откликается на разный характер музыки, способен
передавать его на протяжении всего танца или всей танцевальной цепочки
движений.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».