Хоровая студия

1

Программа «Вокал»: учим петь за два года
Каждый при рождении получает уникальный дар — голос со своим характерным только
для одного человека тембром (окраской звука) и силой звучания. Владение голосом —
высшее искусство, которому нужно учиться.
Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития
певческого голоса. Но этот процесс требует профессиональных навыков музыкального
руководителя, а также терпения и бережного отношения к голосовому аппарату
воспитанников.
Если заниматься с детьми вокалом систематически и целенаправленно, то можно научить
их мастерски владеть своим певческим голосом и при этом получать удовольствие
и радость от процесса пения.
Особенности Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокал» (далее —
Программа) создана с учётом большого практического опыта; направлена
на формирование вокально-хоровых навыков и общей культуры; обеспечивает
целостность процесса психического, физического, умственного и духовного развития
личности.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет).
Цель программы «Вокал»: формирование интереса к вокальному искусству и развитие
творческой личности ребёнка.
Задачи программы «Вокал»:
Образовательные:
— углубить знания в области музыки: классической, народной, современной детской;
— познакомить с историческими событиями и памятными датами нашей Родины;
— сформировать запас теоретических знаний о средствах музыкальной выразительности
(интонация, лад, тембр, темп, динамика, регистр);
— пополнить словарный запас;
— обеспечить целостность процесса психического и физического, умственного
и духовного развития личности ребёнка.
Развивающие:
— формировать мелодический слух, добиваясь чистоты интонирования в пении;
2

— развивать вокальные и музыкальные способности детей (музыкальный, звуковысотный,
тембровый и ритмический слух);
— совершенствовать исполнительские качества;
— продолжать оздоровительно-коррекционную работу по речевому развитию (дикция,
артикуляция);
— применять игровую деятельность и театрализацию в постановке песен и для создания
образа в песне;
— предоставить возможность для творческой самореализации личности воспитанников.
Воспитательные:
— воспитывать патриотические чувства дошкольников к малой и большой Родине,
уважение к истории и культурным традициям, а также культурно-национальным
особенностям региона — Поволжья;
— формировать нравственные качества (доброта, отзывчивость, толерантность, уважение
к старшему поколению, любовь к окружающему миру).
Её новизна заключается в эффективном распределении времени. Хорошие результаты
в постановке певческого голоса, овладении пением в микрофон с инструментальной
фонограммой песни достигаются за короткий срок — 72 часа.
Обучение разбито на два года по 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября
по май. Учебный план представлен в приложении 1.
В ходе реализации осуществляется коллективная (хор), групповая (вокальная группа)
и индивидуальная (солисты) работа.
В отличие от других образовательных программ — «От рождения до школы» (под
редакцией Е. Вераксы), «Ладушки» (под редакцией И. Каплуновой, И.
Новоскольцевой) — «Вокал» учитывает желание и заинтересованность каждого
отдельного воспитанника в получении более глубоких знаний в вокальном искусстве.
Уделяется особое внимание индивидуальному раскрытию певческого таланта
и музыкальных способностей с учётом личностно-ориентированного подхода.
Программа составлена по принципу дифференциации в соответствии с тремя уровнями
сложности: стартовый, базовый, продвинутый.
Программа помогает сформировать:
•
•
•
•
•
•

общую культуру дошкольников;
интеллектуальность;
инициативность;
самостоятельность;
ответственность;
предпосылки к учебной деятельности.

3

В синтезе теоретического материала и песенного репертуара Программы дошкольники
расширяют свой музыкальный кругозор и обогащают духовный мир, тем самым повышая
свой культурный уровень.
В условиях традиционных музыкальных занятий, несмотря на достаточно большое
количество времени и внимания, которое музыкальные руководители уделяют пению
и интонированию, лишь некоторые воспитанники способны чисто интонировать всю
мелодию при пении с аккомпанементом. Одной из причин такого положения является
отсутствие специальной работы по постановке детского певческого голоса.
Специальное формирование основных певческих навыков облегчает детям процесс
вокализации, снимает трудности слуховой и вокальной координации, способствует
постепенному увеличению диапазона и развитию музыкального слуха.
Кружок — площадка для реализации Программы
Желание воспитанников детского сада петь красиво соло и ансамблем подтолкнуло
на создание вокального кружка.
В процессе занятий осваиваются основы вокального исполнительства, происходит
раскрепощение ребёнка, поскольку хоровое (ансамблевое) пение — действенное средство
для снятия зажатости, напряжения.
Вокальная работа способствует гармонизации личности. Дети познают красоту
и сложность окружающего мира, учатся различать добро и зло, формируют свои
гражданские чувства.
В период обучения отводится место патриотическому воспитанию. Исполнение
патриотических и русских народных песен знакомит с историческим прошлым
и памятными событиями нашей Родины, и тем самым укрепляет национальное
самосознание.
Вокальные упражнения и пение благотворно влияют на развитие дикции
и артикуляционного аппарата, помогая воспитанникам строить плавную, непрерывную
речь. А это способствует улучшению социально-коммуникативных отношений и готовит
маленького человека ко взрослой жизни.
Занятия в коллективе повышают самооценку дошкольников. Создаются благоприятные
социальные условия развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями.
Вокальный кружок могут посещать девочки и мальчики, независимо от количественного
состава.
Стоит учитывать, что наличие певческих, музыкальных и хореографических способностей
детей делает результат более высоким в реализации Программы.
При наборе в кружок учитываются:
•

заинтересованность ребёнка в пении соло или ансамблем;
4

•
•
•

желание дополнительно заниматься вокалом;
состояние физического здоровья, особенно голосового аппарата;
результаты мониторинга образовательного процесса, проведённого в области
«Художественно-эстетическое развитие» (вид деятельности «Музыка»).

Ведущая форма организации занятий — практическая деятельность. Каждое занятие
состоит из двух частей: теоретической и практической.
Формы проведения:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

практическое занятие (музыкальная грамота, разучивание песен);
беседа;
игра;
занятие-постановка (отработка концертных номеров);
итоговое занятие (отчётный концерт);
мастер-класс;
фестиваль;
конкурс;
концерт;
открытое занятие;
праздник;
утренник;
развлечение.

Не забывайте о возрастных особенностях
Как правило, у старших дошкольников сформирована потребность в пении. Они
способны исполнять гораздо более сложные по мелодическим и ритмическим
особенностям песни. В этом возрасте у большинства детей певческий диапазон
составляет: ("до"1) "ре"1 — "си"1 ("до"2, "ре«2) октавы. Но гортань с голосовыми
связками ещё недостаточно развиты, связки короткие, звук слабый. Он усиливается
резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний).
Следует избегать форсирования звука.
В работе надо использовать песни в удобной тесситуре, в которой больше высоких
звуков. В этом возрасте развита певческая дикция и дети способны петь выразительно.
Поэтому следует развивать музыкально-исполнительскую деятельность на примере песен
народного, классического и современного репертуара, который разнообразен
о содержанию и характеру. Репертуар необходимо подбирать с учётом возрастных
особенностей, возможностей и способностей детей.
Ожидаемые результаты
В течение реализации Программы дети развивают свои певческие и музыкальные
способности, расширяют свой творческий потенциал.
В каждом учебном году разучиваются 12–14 разнохарактерных произведений.
Мониторинг образовательного процесса проводится с детьми в начале и конце года
с целью сравнения результата познавательного и музыкального развития, а также
выявления уровня знаний, практических умений и навыков.

5

Анализ уровня развития певческих способностей применяется диагностическая методика,
разработанная М.Ю Картушиной на основе методик Н.А. Ветлугиной (уровень
музыкального развития детей, раздел «Пение»), К.В. Тарасовой (развитие звуковысотного
слуха), О.П.Радыновой (развитие музыкально-слуховых представлений), М.Л. Лазарева
(уровень развития дыхания), а также рекомендаций по развитию детского голоса,
предложенных Т.М. Орловой и С.И. Бекиной. (приложение 2).
Для отслеживания результативности образовательного процесса в течение учебного года
используются следующие этапы контроля:
•
•
•
•

начальный (сентябрь): диагностика М. Ю Картушиной;
текущий (в течение всего учебного года): наблюдение, игра;
промежуточный (по изучаемым темам, разделам и др.): тематическое занятие,
утренник, развлечение, праздник, спектакль, мюзикл и др.;
итоговый (апрель — май): концерт, открытое занятие, показ детских достижений
(конкурс, фестиваль, презентация вокальной группы и др.).

Для выявления динамики музыкального развития ведётся табель посещаемости детей
вокального кружка (приложение 3).

6

Приложение 1
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Вокал»
№ п/п

Темы занятий

Количест
во часов

Формы
контро
ля

Всег Теория
о

Практика

Первый год
обучения
Вводное
занятие
Знакомство
с воспитанник
ами.
Объяснение
целей и задач
по работе
вокального
кружка

Мониторинг
музыкальны
х
способносте
й

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Раздел I.
Пение как
вид
музыкальной
деятельности

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Строение
голосового
аппарата.
Охрана
певческого
голоса
Сольное
и ансамблевое
пение
Певческая
установка.
Звукообразова
ние. Певческое
дыхание
Дикция
и артикуляция
Вокальные
упражнения
и музыкальноречевые игры
Вокальная
работа над
репертуаром

16

16

7

1.7

Итоговое
мероприятие

3

3

Текущий
контроль
и промежут
очный
контроль

1

Промежуто
чный
контроль

Раздел II.
Основы
музыкальной
грамоты
2.1

2.2

2.3

Звуковысотнос
ть. Ноты.
Длительность
звуков
Средства
музыкальной
выразительнос
ти: мелодия,
ритм, лад,
интонация,
темп,
динамика,
тембр
Итоговое
мероприятие

1

1

1

1

1

Раздел III.
Слушание
музыкальных
произведений

3.1

3.2

3.3

Жанры песен:
народная
песня,
1
классическая
и современная
детская песня
Патриотически
е песни.
Культурнонациональные 1
особенности
песен региона
Поволжья
Итоговое
мероприятие

1

1

1

1

Промежуто
чный
контроль

Раздел IV.
Концертноисполнительс
кая
деятельность
8

4.1

Репетиции

1

1

4.2

Итоговое
мероприятие

1

1

Итого:

36

9

Итоговый
контроль

27

Второй год
обучения
Вводное
занятие Цели
и задачи
по работе
вокального
кружка

Мониторинг
музыкальны
х
способносте
й

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Раздел I.
Пение как
вид
музыкальной
деятельности

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Строение
голосового
аппарата.
Охрана
певческого
голоса
Сольное
и ансамблевое
пение
Певческая
установка.
Звукообразова
ние. Певческое
дыхание
Дикция
и артикуляция
Вокальные
упражнения
и музыкальноречевые игры
Вокальная
работа над
репертуаром
Итоговое
мероприятие

16

3

16

3

Текущий
контроль
и промежут
очный
контроль

9

Раздел II.
Основы
музыкальной
грамоты
2.1

2.2

2.3

Звуковысотнос
ть. Ноты.
Длительность
звуков
Средства
музыкальной
выразительнос
ти: мелодия,
ритм, лад,
интонация,
темп,
динамика,
тембр
Итоговое
мероприятие

1

1

1

1

1

1

Промежуто
чный
контроль

Раздел III.
Слушание
музыкальных
произведений

3.1

3.2

Жанры песен:
народная песня
(фольклор),
1
классическая
и современная
детская песня
Патриотически
е песни.
Культурнонациональные 1
особенности
песен региона
Поволжья

1

1

Итоговое
мероприятие

1

1

4.1

Репетиции

1

1

4.2

Итоговое
мероприятие

1

1

3.3

Промежуто
чный
контроль

Раздел IV.
Концертноисполнительс
кая
деятельность

Итоговый
контроль
10

Итого:

36

9

27

Итого за 2 года
72
обучения:

11

Приложение 2
Мониторинг певческих навыков детей.
Низкий уровень соответствует 1 баллу, средний – 2, высокий – 3. При определении
общего уровня развития голоса и овладения вокально хоровыми навыками все баллы
суммируются. Набранные ребенком 14-22 балла соответствуют низкому уровню, 23-33
балла – среднему, 34-44 балла – высокому.

№

Крите
рии

Показатели

Сила звука.

3.

4.

5.

6.

низкий

средний

высокий

Голос слабый.

Голос не очень
сильный, но ребенок
может петь
непродолжительное
время достаточно
громко

Голос
сильный
.

Особенности
тембра.

В голосе слышен хрип
и сип. Голос тусклый,
невыразительный.

Нет ярко
Голос
выраженного тембра, звонкий,
но старается петь
яркий.
выразительно.

Певческий
диапазон.

Диапазон в пределах
2-3 звуков.

Диапазон в пределах
возрастной нормы
(ре1- си1)

Широки
й
диапазон
по
сравнени
юс
нормой.

Продолжительн Менее 13 сек.
ость дыхания
(звуковая проба
«м»).

13-15 сек.

Более 15
сек.

Задержка
дыхания на
вдохе
(гипоксическая
проба)

Менее 14 сек.

14-16 сек.

Более 16
сек.

Музыкальнослуховые
представления.

Пение знакомой
мелодии с поддержкой
голосом педагога.
Неумение пропеть

Пение знакомой
мелодии с
сопровождением при
незначительной

Пение
знакомо
й
мелодии

Развитие Развитие дыхания
звуковысотн
ого слуха

2.

Особенности голоса

1.

Уровень

12

незнакомую попевку с
сопровождением
после многократного
ее повторения.
Невозможность
воспроизведения
хорошо знакомой
попевки из 3-4 звуков
на металлофоне.

7.

Точность
Интонирование
интонирования. мелодии голосом как
таковое отсутствует
вообще, и ребенок
воспроизводит только
слова песни в ее
ритме или интонирует
1-2- звука

8.

Различение
звуков по
высоте.

поддержке педагога.
Пение малознакомой
попевки с
сопровождением
после 3-4
прослушиваний.
Воспроизведение
хорошо знакомой
попевки из 3-4
звуков на
металлофоне с
небольшими
ошибками.

с
сопрово
ждением
самостоя
тельно.
Пение
малозна
комой
попевки
с
сопрово
ждением
после 1-2
прослуш
иваний.
Воспроиз
ведение
хорошо
знакомо
й
попевки
из 3-4
звуков
на
металло
фоне.

Ребенок интонирует
общее направление
движения мелодии,
возможно чистое
интонирование 2-3звуков.

Чистое
пение
отдельн
ых
фрагмен
тов
мелодии
на фоне
общего
направле
ния
движени
я
мелодии.

Не различает звуки по Различение по
высоте.
высоте звуков в
пределах октавы и
септимы.

Различен
ие
звуков
по
высоте в
пределах
квинты
и сексты.
13

Певческая
установка.

Поза расслабленная,
плечи опущены.

Способность
удерживать
правильную позу при
пении
непродолжительное
время.

Способн
ость
удержив
ать
правиль
ную позу
при
пении
длительн
ое время
без
напомин
ания
взрослог
о.

10.

Звуковедение.

Пение отрывистое,
крикливое.

Пение естественным
голосом, но иногда
переходящее на
крик.

Пение
естестве
нным
голосом,
без
напряже
ния и
протяжн
о.

Дикция.

Невнятное
произношение,
значительные
речевые нарушения.

Достаточно четкое
произношение
согласных и
правильное
формирование
гласных, но
неумение их
правильно
произносить при
пении.

Умение
правиль
но
произнос
ить
гласные
и
согласны
е в конце
ив
середине
слов при
пении.

12.

Дыхание.

Дыхание берется
непроизвольно.

Дыхание
произвольное, но не
всегда берется между
фразами.

Умение
брать
дыхание
между
фразами.

13.

Умение петь в
ансамбле.

Неумение петь,
слушая товарищей.

Стремление
выделиться при
хоровом исполнении

Умение
начинат
ьи

11.

Вокально-хоровые навыки

9.

14

14.

Выразительнос
ть исполнения.

Пение
неэмоциональное.

(раньше вступить,
петь громче других)

заканчив
ать
пение
вместе с
товарищ
ами.

Ребенок старается
петь выразительно,
но на лице мало
эмоций.

Ребенок
поет
выразит
ельно,
передава
я
характер
песни
голосом
и
мимикой
.

15

Приложение 3
Табель посещаемости детей вокального кружка

16

Программа «Вокал»: содержание первого года обучения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокал» (далее –
Программа) поможет детям достигнуть хороших результатов в постановке певческого
голоса, овладении пением в микрофон с инструментальной фонограммой песни в
короткий срок – 72 ч (36 ч в год). Программа рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста (5–7 лет). Занятия проводятся с сентября по май 1 раз в неделю.
Задачи программы первого года обучения:
1. Образовательные:
•
•
•

учить различать виды (жанры) музыки: классический, народный, современная
детская песня;
знакомить с памятными датами Родины;
знакомить со средствами музыкальной выразительности: мелодией, ладом, темпом,
динамикой, регистром.

2. Развивающие:
17

•
•
•
•
•
•
•

формировать мелодический слух;
развивать вокальные и музыкальные способности (музыкальный, звуковысотный,
тембровый и ритмический слух);
улучшать исполнительские качества;
развивать речь с помощью упражнений на дикцию, артикуляцию;
учить выразительно петь любую из песен, выученных в течение года с
сопровождением (аккомпанементом);
способствовать творческой самореализации личности;
повышать культурный уровень.

3. Воспитательные:
•
•

учить любить малую и большую Родину;
учить уважать историю и культурные традиции России, культурно-национальные
особенности региона Поволжья.

Содержание программы «Вокал». Первый год обучения
Вводное занятие (1 ч)
•
•
•

Знакомство с воспитанниками.
Объяснение целей и задач по работе вокального кружка.
Мониторинг развития музыкальных способностей индивидуально и в группе.1

Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности (27 ч)
1.1. Строение голосового аппарата. Охрана певческого голоса (теория (1 ч)):
•
•
•
•

•

Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности.
Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань
и голосовые связки, артикуляционный аппарат.
Певческий голос и его охрана.
Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение
возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника
пения.
Техника безопасности, включающая профилактику перегрузки и заболевания
голосовых связок.

1.2. Сольное и ансамблевое пение (теория (1 ч)):
18

•
•
•

Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио), хоровом пении.
Понятие об ансамблевом (слаженном) пении.
Виды коллективного исполнительства: пение хором в унисон, ансамблем
(подгруппами), при включении солистов в хор, пение а capella, под аккомпанемент
и инструментальную фонограмму.

1.3. Певческая установка. Звукообразование. Певческое дыхание:
Теория (1 ч):
•
•
•
•
•
•

Понятие о певческой установке.
Правильное положение корпуса, шеи и головы.
Пение в положении «стоя» и «сидя».
Мимика лица при пении.
Положение рук и ног в процессе пения.
Система в выработке навыка певческой установки и его постоянного контроля.

Практика (1 ч):
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Звукообразование.
Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная);
движение звучащей струи воздуха; образование тембра.
Интонирование.
Типы звуковедения: lеgаtо и non lеgаtо.
Певческое дыхание.
Вдыхательная установка, «зевок».
Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.
Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами.
Работа над певческим дыханием в специально подобранных упражнениях по
методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка лёгочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и
носоглотки (приложение 1).

1.4. Дикция и артикуляция:
Теория (1 ч): Понятие о дикции и артикуляции.
Практика (1 ч):
•
•
•
•

Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта.
Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового
аппарата.
Развитие навыка резонирования звука.
Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных
и согласных звуков (приложение 2).

1.5.Вокальные упражнения и музыкально-речевые игры:
Теория (1 ч): Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
19

Практика (1 ч):
•

•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания
форсирования звука.
Знакомство с фонопедическим методом постановки голоса по системе В.В.
Емельянова. Основные положения.
Упражнения на сочетание различных слогов-фонем.
Усиление резонирования звука.
Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.
Унисонные упражнения.
Пение упражнений с сопровождением музыкального инструмента и без.
Формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение lеgаtо при
постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения
артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения
дыхания.
Музыкально-речевые игры и упражнения по принципу педагогической концепции
Карла Орфа.
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляции, динамических оттенков.
Знакомство с музыкальными формами.
Обучение детей при выполнении упражнений сопровождать их выразительной
мимикой, жестами.
Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и
удовольствия. (Приложение 3).

1.6. Вокальная работа над песенным репертуаром (практика (16 ч)):
•
•
•

Выбор репертуара и его соответствие возрастным и голосовым особенностям
дошкольников.
Работа над мелодическими и ритмическими трудностями в произведении.
Строение и куплетная форма песни (запев, припев, вступление, заключение).
Применение разных певческих методик и современных технологий (игровая,
личностно-ориентированная, моделирование) для более глубокого проникновения
в музыкальный образ или содержание песни. Работа над выразительным
эмоциональным исполнением песенного репертуара. (Приложение 4).

1.7. Итоговое мероприятие (практика (3 ч)): Выступление воспитанников на осеннем
утреннике (текущий контроль), досуге с родителями «День матери» (промежуточный
контроль) и концерте для родителей (итоговое мероприятие).
Раздел II. Основы музыкальной грамоты(3 ч)
2.1. Звуковысотность. Ноты. Длительность звуков (теория (1 ч)):
•
•
•

Понятие о высоких и низких звуках.
Знакомство с нотами, расположением на нотном стане.
Долгие и короткие звуки.

20

2.2. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, интонация, темп,
динамика, тембр (теория (1 ч)): Знакомство с основными средствами музыкальной
выразительности. Объяснение музыкальных терминов:
•
•
•
•
•
•
•

мелодия (ведущий основной голос в музыке);
ритм (чередование коротких и длинных звуков);
лад (определённая последовательность звуков) и виды лада (мажор-минор);
интонация (выразительность исполнения) и виды интонации: речевая и
музыкальная;
темп (скорость движения в музыке);
динамика (громкость звучания в музыке);
тембр (окраска звука).

2.3. Итоговое мероприятие (практика (1 ч)): Проведение мастер-класса с детьми в своём
детсаду с применением музыкально-дидактических игр, пособий, оборудования и
музыкальных инструментов.
Раздел III. Слушание музыкальных произведений (3 ч)
3.1. Жанры песен: народная песня, классическая и современная детская песня (теория (1
ч)):
•

•
•
•
•
•
•
•

•

Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности,
своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в
зависимости от жанра песни.
Освоение своеобразия народного поэтического языка.
Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами
изучаемых песен.
Слушание оригинальных народных песен без сопровождения.
Слушание обработок народных песен с сопровождением музыкального
инструмента.
Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
Знакомство с классическим музыкальным репертуаром для детей.
Слушание музыки П.И. Чайковского (цикл пьес для фортепиано «Детский
альбом»), музыки Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане», А.
Варламова.
Знакомство с произведениями современных отечественных композиторов,
сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных
композиторов: В. Шаинского, Б. Савельева, Ю. Верижникова, Ю. Трубачёва, Г.
Гладкова.

3.2. Патриотические песни. Культурно-национальные особенности песен региона
Поволжья (практика (1 ч)):
•
•
•
•
•
•

Патриотизм в музыке.
Отражение в песне любви к малой и большой Родине.
Культурные традиции России.
Неразрывная связь истории и памятных дат России с песней.
Культурно-национальные особенности региона Поволжья.
Характерное распевание одного слога на гласных звуках (волжские распевы).
21

•

Разнообразие песенной национальной культуры народов Поволжья.

3.3. Итоговое мероприятие (практика (1 ч)):
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Конкурс патриотической песни.
Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
Освоение классического вокального репертуара для детей.
Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа,
фразировки, различных типов звуковедения и т. д.
Пение соло и в ансамбле.
Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
Исполнение произведений под фонограмму (минус).
Пение в сочетании с пластическими движениями, с маршем или элементами
актёрской игры.
Записи классической музыки, русских народных песен и их инструментальных
обработок, записи в исполнении детей-солистов, ансамблей и групп современных
детских песен.

Раздел IV. Концертно-исполнительская деятельность (2 ч)
4.1. Репетиции (практика (1 ч)):
•
•
•

Обсуждение, анализ в ходе репетиций.
Работа с микрофоном.
Работа над выразительным исполнением песен

4.2. Итоговое мероприятие (практика (1 ч)):
•
•

Отчётный концерт.
Выступление солистов и вокальной группы (дуэт, трио или ансамбль) перед детьми
и родителями детсада.

Примечание. Содержание тематического планирования может видоизменяться в связи
проведением мероприятий внутри детского сада и муниципального района.

22

Календарный учебный график программы «Вокал». Первый год обучения
Время проведения занятия – 16.00–16.25. Место проведения – музыкальный зал.
№
п/
п
1

Месяц

Форма занятия

Сентябрь коллективное

2

коллективное

3

групповое

4

коллективное

5

Октябрь

групповое

6

коллективное

7

индивидуальное

8

групповое

Тема занятия
Вводное занятие. Знакомство с воспитанниками.
Объяснение целей и задач по работе вокального
кружка
Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности
1.1. Строение голосового аппарата. Охрана
певческого голоса. Распевание. «Кукушка», муз. Л.
Олифировой. «Самая счастливая», муз. Ю. Чичкова,
сл. К. Ибряева (разучивание мелодии)
1.2. Сольное и ансамблевое пение. Распевание.
«Кукушка», муз. Л. Олифировой (пение соло и
ансамблем). «Самая счастливая», муз. Ю. Чичкова,
сл. К. Ибряева (работа над интонацией с солистами)
1.3. Певческая установка. Звукообразование.
Певческое дыхание
Распевание. «Андрей-воробей», р. н. п. «Самая
счастливая», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева
(работа над дыханием, звукообразованием в 1–2м куплетах). «Когда мои друзья со мной», муз. В.
Шаинского, сл. Ю. Энтина (разучивание 1-го
куплета)
Распевание. «Две тетери», р. н. п. (распевание).
«Самая счастливая», муз. Ю. Чичкова, сл. К.
Ибряева (работа над дыханием, звукообразованием
в 3-м куплете). «Когда мои друзья со мной», муз. В.
Шаинского, сл. М. Танича (разучивание 2-го
куплета). «Антошка», муз. В. Шаинского, сл.
Ю. Энтина. «Золотая песенка», муз. Г. Вихаревой,
сл. З. Петровой (разучивание 1-го куплета)
1.4. Дикция и артикуляция Распевание. «Андрейворобей», р. н. п. «Две тетери», р. н. п. «Когда мои
друзья со мной», муз. В. Шаинского, сл. М. Танича
(разучивание 3-го куплета). «Самая счастливая»,
муз. Ю. Чичкова, К. Ибряева (работа над дикцией).
«Антошка», муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.
«Золотая песенка», муз. Г. Вихаревой, сл. З.
Петровой (разучивание 2-го куплета)
Распевание. «Андрей-воробей», р. н. п. «Когда мои
друзья со мной», муз. В. Шаинского, сл. М. Танича
(работа над дикцией и артикуляцией). «Золотая
песенка», муз. Г. Вихаревой, сл. З. Петровой
(разучивание 3-го куплета). «Антошка», муз. В.
Шаинского, сл. М. Танича (работа над
ритмическими сложностями, разучивание 3-го к
уплета с солистом)
1.5. Вокальные упражнения и музыкально-речевые
игры Распевание. «Два весёлых гуся», р. н. п.
Музыкально-речевая игра «Лошадка», муз. Л.
23

9

Ноябрь

коллективное

10

групповое

11

индивидуальное

12

коллективное

13

Декабрь

коллективное

14

коллективное

15

групповое

16

коллективное

17

18

Январь

групповое
индивидуальное

Олифировой. «Золотая песенка», муз. Г. Вихаревой,
сл. З. Петровой. «Когда мои друзья со мной», муз.
В. Шаинского, сл. М. Танича. «Антошка», муз. В.
Шаинского, сл. М. Танича (работа над дикцией)
Распевание. «Два весёлых гуся», р. н. п.
Музыкально-речевая игра «Лошадка», муз. Л.
Олифировой. «Песня мамонтёнка», муз. В.
Шаинского, сл. Д. Непомнящего (разучивание 2-го
куплета). Текущий контроль
1.6. Вокальная работа над репертуаром Распевание.
«Два весёлых гуся», р. н. п. Музыкально-речевая
игра «Лошадка», муз. Л. Олифировой. «Песня
мамонтёнка», муз. В. Шаинского, сл.
Д. Непомнящего (работа над чистотой интонации,
фразировкой)
Распевание. «Две тетери», р. н. п. «Если добрый
ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского
(разучивание 2–3 куплетов). «Песня мамонтёнка»,
муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего. «Самая
счастливая», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева
(работа с солистом, ансамблем над исполнением)
1.7. Итоговое мероприятие
Распевание. «Если добрый ты», муз. Б. Савельева,
сл. М. Пляцковского. «Песня мамонтёнка», муз. В.
Шаинского, сл. Д. Непомнящего. «Самая
счастливая», муз. Ю. Чичкова, сл. Н. Иванниковой.
Досуг «День матери». Промежуточный контроль
Распевание. «Скок-скок-поскок, молодой дроздок»,
р. н. п. «Дед Мороз», муз. и сл. В. Степановой
(разучивание 1–2 куплетов, работа над динамикой и
выразительным исполнением). «Метелица», муз. и
сл. Т. Кулиновой (разучивание мелодии песни)
Распевание. «Труба», муз. Е. Тиличевой. «Дед
Мороз», муз. и сл. В. Степановой. «Метелица», муз.
и сл. Т. Кулиновой (работа над пением и динамикой
под фонограмму (минус))
Распевание. «Лесенка», муз. Е. Тиличевой. «Вальс
Снежинок», муз. В. Шаинского, сл. А. Внукова
(разучивание 1 куплета). Новогодние песни –
закреплять текст, применяя систему К. Орфа. Работа
над артикуляцией и дикцией в песнях
Распевание по полутонам вверх-вниз в песне
«Лесенка», муз. и сл. Е. Тиличевой. Музыкальнодидактическая игра «Лесенка». Развитие
звуковысотного слуха. Работа над выразительным
исполнением новогодних песен. Работа с
микрофоном
Распевание. Исполнение новогодних песен о зиме,
снеге, Новом годе, Деде Морозе, Снегурочке.
Новогодний утренник
Распевание. «Андрей-воробей», р. н. п. «Две
тетери», р. н. п. Музыкально-дидактическая игра
«Сочини песенку». «Кабы не было зимы», муз. Е.
24

19

коллективное

20

коллективное

21

Февраль

коллективное

22

коллективное

23

групповое

24

коллективное

25

26

Март

групповое

коллективное

Крылатова, сл. Ю. Энтина (работа с солистами под
фонограмму (минус))
Распевание. «Бравые солдаты», муз. А.
Филиппенко, сл. Т. Волгиной (разучивание 1–2-го
куплетов). «Не бойся быть отважным», муз.
Г. Гладкова, сл. Г. Остера (разучивание 1-го
куплета)
Распевание. «Петушок», р. н. п. (развитие
музыкального слуха, ритма). «Мамочка милая», муз.
В. Канищева, сл. Л. Афлятуновой (разучивание 1го куплета). «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко,
сл. Т. Волгиной (разучивание 3–4-го куплетов). «Не
бойся быть отважным», муз. Г. Гладкова, сл. Г.
Остера (разучивание 2-го куплета)
Распевание. «Скок-скок-поскок, молодой дроздок»,
р. н. п. «Песенка-капель», муз. В. Алексеева, сл. М.
Филатовой (разучивание 1-го куплета). «Мамочка
милая», муз. В. Канищева, сл. Л. Афлятуновой
(разучивание 2-го куплета). «Бравые солдаты», муз.
А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. «Не бойся быть
отважным», муз. Г. Гладкова, сл. Г. Остера ( работа
над дикцией и ритмом)
Распевание. «Скок-скок-поскок, молодой дроздок»,
р. н. п. «Песенка-капель», муз. В. Алексеева, сл. М.
Филатовой (разучивание 2-го куплета). «Мамочка
милая», муз. В. Канищева, сл. Л. Афлятуновой
(работа над выразительностью пения). «Бравые
солдаты», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. «Не
бойся быть отважным», муз. Г. Гладкова, сл. Г.
Остера (работа над нюансами)
Распевание. «Два весёлых гуся», р. н. п.
Музыкально-дидактическая игра «Лесенка».
«Песенка-капель», муз. В. Алексеева, сл. М.
Филатовой (работа над чистотой интонации и
протяжностью звука). «Бравые солдаты», муз. А.
Филиппенко, сл. Т. Волгиной. «Не бойся быть
отважным», муз. Г. Гладкова, сл. Г. Остера (работа
над выразительностью пения)
Распевание. «Два весёлых гуся», р. н. п.
Музыкально-дидактическая игра «Лесенка».
«Песенка-капель», муз. В. Алексеева, сл. М.
Филатовой (работа над чистотой интонации и
протяжностью звука). «Мамочка милая», муз. В.
Канищева, сл. Л. Афлятуновой. «Хомячок», муз. и
сл. А. Абелян (разучивание 1–2-го куплетов)
Распевание. «Труба», муз. и сл.Е. Тиличевой.
«Хомячок», муз. и сл. А. Абелян (разучивание 3-го
куплета). «Песенка-капель», муз. В. Алексеева, сл.
М. Филатовой.). «Мамочка милая», муз. В.
Канищева, сл. Л. Афлятуновой (работа с
микрофоном под фонограмму (минус))
Распевание. «Труба», муз. и сл. Е. Тиличевой.
«Песенка о весне», муз. Г. Фрида, сл. Н. Френкель
25

27

коллективное

28

коллективное

29

Апрель

коллективное

30

коллективное

31

коллективное

32

коллективное

33

Май

коллективное

34

коллективное

35

коллективное

36

коллективное

(разучивание 1–2-го куплетов). «Рыжий кот», муз. и
сл. А. Петряшевой (разучивание мелодии песни
вокализом)
Распевание. «Скок-скок-скок», р. н. п. «Песенка о
весне», муз. Г. Фрида, сл. Н. Френкель. «Рыжий
кот», муз. и сл. А. Петряшевой (разучивание 1–2-го
куплета)
Итоговое мероприятие. Распевание. Концерт.
Исполнение ранее выученных песен
Раздел II. Основы музыкальной грамоты 2.1.
Звуковысотность. Ноты. Длительность звуков.
Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое
эхо». «Тает снег», муз. А. Филиппенко, сл. Т.
Волгиной (знакомство с песней)
2.2. Средства музыкальной выразительности:
мелодия, ритм, лад, интонация, темп, динамика,
тембр. Музыкально-дидактическая игра «Три
поросёнка»
2.3. Итоговое мероприятие. Распевание. Исполнение
знакомых песен и проведение музыкальнодидактической игры «Времена года». Музыкальное
развлечение на тему «Весна»
Раздел III. Слушание музыкальных произведений
3.1. Жанры песен: народная песня, классическая и
современная детская песня. Слушание песен:
фольклор, классика и современность. Пение
«Вокализ», муз. М. Глинки. «Два весёлых гуся», р.
н. п. «Ласковая ласточка», муз. В. Кикты, сл. В.
Татаринова (разучивание 1–2-го куплетов)
3.2. Патриотические песни. Культурнонациональные особенности песен региона
Поволжья. Распевание. «Здравствуй, Родина моя»,
муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. «Ласковая
ласточка», муз. В. Кикты, сл. В. Татаринова
(разучивание 3-го куплета)
3.3. Итоговое мероприятие. Распевание. Исполнение
любимых песен. Конкурс патриотической песни
Раздел IV. Концертно-исполнительская
деятельность
4.1. Репетиции. Распевание. Подготовка к
отчётному концерту. Работа с микрофонами, работа
над выразительностью исполнения песен
4.2. Итоговое мероприятие. Распевание. Исполнение
любимых песен соло и ансамблем. Отчётный
концерт

26

Приложение 1
Дыхательная гимнастика
Упражнение

Распевание

«Паровоз»
«Воздушный шарик»
«Комарик»
«Лошадка»
«Машина»
«Самолёт»

«Певец»

Описание
Следите, чтобы у детей во время пения
плечи не поднимались, а дыхание было
нижнерёберным, с работой диафрагмы.
Для контроля своих ощущений дети могут
положить на живот руки. При взятии
дыхания живот надувается и постепенно
сдувается при голосовом звукоизвлечении.
Педагог применяет наглядный способ при
распевании с помощью картинок или
игрушек
Короткий вдох носом, долгий выдох через
рот
Вдох носом, а выдох долгий на звук «ш-шш»
Вдох нижнерёберный и долгий выдох со
звуком «з-з-з»
Прищелкивание язычком, останавливание
лошадки: «Тпру-у-у»
Звук «т-р-р-р», вибрация губ в
расслабленном состоянии
На звук «у-у-у» петь протяжно, на цепном
дыхании, повышая и понижая голос
На слог «ля» тянуть как можно дольше
звук, стараясь чтобы было усиление
динамики и ослабление динамики к концу
звучания

27

Приложение 2
Артикуляционная гимнастика
Упражнение

Описание
Высунуть язык и очень быстро им
«Болтушка»
зацеплять верхнюю и нижнюю губу
Прикусывание зубами выдвигающегося
«Шинкуем капусту»
вперёд и назад языка
Язык поднят вверх и зажат между губами
«Обезьянка»
и зубами
Вращаем языком над верхними и нижними
«Жуём конфетку»
зубами
«Лошадка»
Цокать языком далеко-близко
«Радость» и «Обида»
Показ мимикой лица
«Бегемот зевает»
Нижняя челюсть открыта, звук «э»
Нижняя челюсть открыта и нижняя губа
«Рёва»
вывернута
Нижняя челюсть и верхняя губа
«Рычащая пантера»
задействованы в произношении звука «р-рр»
«Кобра»
Нижняя челюсть и губы, язык – жало
«Забей гол»
Вправо-влево водить языком внутри щёк
Язык выдвинут вперёд и сложен
«Подуй на одуванчик»
трубочкой
Примечание. При выполнении упражнений работают язык, губы, челюсти, мышцы лица.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо
контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен
самоконтроль.

28

Приложение 3
Речевые упражнения и игры
Речевое упражнение
Взрослый чётко проговаривает согласные буквы (слоги, слова), а дети «отвечают», так же
чётко проговаривая. Важно в этом упражнении держать быстрый темп.
1. Произносим буквы: Б, П, В, Ф, Г, К, Ж, Ш, Д, Т, З, С.
2. Произносим слоги: да, ма, ба, га, бра, брэ, бри, бро, бру и т. д.
3. Произносим слова: гав, динь, дон, бом, рак.
Речевая игра со звучащими жестами «Снег»
Как на горке – снег, снег,

(Поднимают руки вверх, два хлопка.)

И под горкой – снег, снег.

(Приседают на корточки, два шлепка по коленям.)

И на ёлке – снег, снег,

(Поднимают руки вверх, два хлопка.)

И под ёлкой – снег, снег.

(Приседают на корточки, два шлепка по коленям.)

А под снегом спит медведь.

(Притопы.)

Тише, тише – не шуметь!

(Произносят шёпотом, указательный палец возле губ.)

Речевая игра с музыкальными инструментами
Вот пришли весёлые матрёшки.

Тук-тук!

Принесли нам расписные ложки.

Тук-тук!

Мы на ложках заиграли.

Туки-туки! Туки-тук!

Наши ложки заплясали.

Туки-туки! Тук-тук-тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка.

Трень-трень!

Он принёс ребятам погремушки.

Трень-трень!

Погремушки зазвенели –

Трень-трень-трень! Трень-трень-трень!

Звонко песенку запели –

Трень-ди, трень-ди, трень-ди-трень!

Тук-тук, туки-тук! Трень-трень-трень! ТреньБудет весело играть наш оркестр целый трень-трень!
день!

29

Приложение 4
Интонационно-фонопедическое упражнение «Прогулка в лес»
Однажды мы пошли с ребятами в лес.

(Вдох через нос, плечи не поднимать,
выдох – широко раскрыв рот.)

Остановились на лесной полянке,
(Удивляемся и произносим с глиссандо вверхна
залюбовавшись разнотравьем и цветами. головной регистр
Красиво как!
гласную «О-о-о».)
Стали дети нюхать цветы.

(Дыхательная гимнастика: вдох носом –
надувается живот,
выдох ртом – сдувается живот.)

Мы услышали, как запела кукушка,

(«Ку-ку» – высокий регистр, 2 звука в
терцию.)

А потом заухал филин.

(«У-у-у-х» – долгий гласный звук «у» в грудном
регистре.)

Мы пошли дальше и услышали кваканье («Ква-а-а» – вибрация звука краями связок в
лягушек из болота.
грудном регистре.)
Вдруг раздалось завыванье волка.

(«У-у-у» – глиссандо снизу-вверх-вниз.)

А потом мы увидели идущего на нас
медведя.
Он рычал недовольно и страшно.

(«Р-р-р» – вибрация звука расслабленными
губами.)

Мы быстро побежали из леса по
тропинке.

(Быстрый вдох носом и короткий выдох через
рот.)

Когда опасность миновала, то мы
оглянулись вокруг и поняли,
что заблудились. Мы стали кричать
«Ау!».

(«А-а-а-у» – с глиссандо вверх, а затем с
глиссандо вниз.)

Но только эхо в лесу отзывалось нам.

(Игра «Музыкальное эхо». Педагог поёт «А-аа-у» с разной интонацией
и высотой звуков, а дети вторят.)

Мы загрустили, а некоторые ребята
заплакали.

(«М-м-м» – вибрация звука закрытым ртом,
носовой и лобный резонатор.)

Неожиданно раздался гудок поезда и
послышался стук колёс.
Рядом станция. Мы спасены! Все
радостно закричали: «Ура!»

(«Ту-ту-у-у!» – примарные звуки. «Чух-чухчух» – на выдохе.
«Ура-а-а-!» с усилением динамики к концу.)

30

Программа «Вокал»: содержание второго года обучения
Задачи Программы второго года обучения:
1. Образовательные:
•
•
•
•
•
•
•
•
•

формировать:
теоретические знания о средствах музыкальной выразительности: интонации,
мелодии, ладе, тембре, темпе, динамике, регистре;
мелодический слух, чистое интонирование в пении под аккомпанемент;
учить различать:
виды (жанры) музыки: классический, народный (фольклор), современная детская
песня;
виды лада (мажор — минор);
пополнять словарный запас по определению характера музыки;
формировать личность в едином процессе: психического и физического,
умственного и духовного развития;
знакомить с главными историческими событиями и памятными датами Родины.

2. Развивающие:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

учить:
определять форму и строение песни (куплет, припев, вступление, заключение,
проигрыш);
анализировать словесный текст песен и их содержание;
овладевать певческой установкой: уметь сохранять правильную осанку (положение
корпуса) во время пения, правильно выполнять звукообразование и звуковедение;
использовать разные виды дыхания, исполнять музыкальную фразу на одном
дыхании;
петь слаженно в ансамбле (унисон), с сопровождением (аккомпанементом) и без
сопровождения (а capella);
отрабатывать пение в микрофон под инструментальную фонограмму;
выступать с эмоциональной отдачей и артистизмом на публичных мероприятиях
в течение года;
раскрывать вокальные и музыкальные способности: музыкальный, звуковысотный,
тембровый, гармонический, ритмический слух;
формировать исполнительские качества;
развивать речь с помощью упражнений на дикцию, артикуляцию;
отрабатывать чёткое и эмоциональное произношение текстов выученных песен;
знакомить с дирижёрскими жестами («внимание», «вдох» — взятие дыхания,
«пение» и «окончание пения»);
формировать стремление к творческой самореализации;
повышать культурный уровень.

3. Воспитательные:
•
•

формировать нравственные качества: доброту, отзывчивость, толерантность,
уважение к старшим, любовь к окружающему миру;
учить:
31

•
•

проявлять патриотические чувства к малой и большой Родине (знать значимые
исторические даты, события);
уважать историю и культурные традиции России, культурно-национальные
и певческие особенности Урала. Содержание Программы второго года обучения
в основном совпадает с содержанием первого года, но с некоторыми изменениями.
Рассмотрим разделы, которые имеют свою специфику.

32

Содержание программы «Вокал». Второй год обучения
Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности (27 ч)
1.1. Строение голосового аппарата. Охрана певческого голоса (теория (1 ч)):
• Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности.
• Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань
и голосовые связки, артикуляционный аппарат.
• Формирование звуков речи и пения — гласных и согласных.
• Функционирование гортани, работа диафрагмы.
• Работа артикуляционного аппарата.
• Верхние и нижние резонаторы.
• Регистровое строение голоса.
• Певческий голос и его охрана.
1.2. Сольное и ансамблевое пение (теория (1 ч)):
• Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио), хоровом пении.
• Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем.
• Понятие об ансамблевом (слаженном) пении.
• Виды коллективного исполнительства: пение хором в унисон, ансамблем (подгруппами),
при включении солистов в хор, пение а capella, пение под аккомпанемент и под
инструментальную фонограмму.
1.3. Певческая установка. Звукообразование. Певческое дыхание
Теория (1 ч):
• Закрепление знаний о певческой установке.
• Правильное положение корпуса, шеи и головы.
• Пение в положении «стоя» и «сидя».
• Мимика лица при пении.
• Положение рук и ног в процессе пения.
• Система в выработке навыка певческой установки и его постоянного контроля.
33

Практика (1 ч):
• Звукообразование.
• Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение
звучащей струи воздуха; образование тембра.
• Интонирование.
• Типы звуковедения: lеgаtо и non lеgаtо.
• Понятие кантилена (протяжное пение).
• Пение staccato.
• Слуховой контроль звукообразования.
• Певческое дыхание.
• Вдыхательная установка, «зевок».
• Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.
• Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами.
• Работа над певческим дыханием в специально подобранных упражнениях по методике
А.Н. Стрельниковой.
• Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани
и носоглотки.
1.4. Дикция и артикуляция
Теория (1 ч): закрепление знаний о дикции и артикуляции.
Практика (1 ч):
• Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта.
• Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата.
• Развитие навыка резонирования звука.
• Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных
и согласных звуков.
Раздел III. Слушание музыкальных произведений (3 ч)
3.1. Жанры песен: народная песня, классическая и современная детская песня (теория
(1 ч)):
34

• Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия
ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни.
• Освоение своеобразия народного поэтического языка.
• Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами
изучаемых песен.
• Пение оригинальных народных песен без сопровождения.
• Пение обработок народных песен с сопровождением русских народных инструментов.
• Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
• Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств
исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов
звуковедения и т. д.
• Разбор и анализ произведений современных отечественных композиторов:
интонирование, строй и ансамбль в произведениях современных композиторов.
• Пение соло и в ансамбле.
• Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
3.2. Патриотические песни. Культурно-национальные особенности песен региона
Поволжья (практика (1 ч)):
• Патриотизм в музыке.
• Отражение в песне любви к малой и большой Родине.
• Культурные традиции России и связь времён.
• Неразрывная связь истории и памятных дат России с песней.
• Исполнение произведений под фонограмму (минус).
• Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актёрской игры.
• Пение русских народных песен под собственный аккомпанемент на р. н. инструментах.
• Культурно-национальные особенности региона Поволжья.
• Характерное распевание одного слога на гласных звуках (волжские распевы).
Разнообразие песенной национальной культуры народов Поволжья.
3.3. Итоговое мероприятие (практика (1 ч)):
• Конкурс патриотической песни.
35

• Исполнение народной или современной песни сольно и вокальным ансамблем.
• Освоение классического вокального репертуара для детей.
• Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки,
различных типов звуковедения и т. д.
• Пение соло и в ансамбле.
• Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
Раздел IV. Концертно-исполнительская деятельность (2 ч)
4.1. Репетиции (практика (1 ч)):
• Обсуждение, анализ в ходе репетиций.
• Работа с микрофоном.
4.2. Итоговое мероприятие (практика (1 ч)):
• Отчётный концерт.
• Выступление солистов, ансамбля и совместное выступление детей и взрослых.
• Примечание. Содержание тематического планирования может видоизменяться в связи
с проведением мероприятий внутри детского сада и муниципального района.

36

Календарный учебный график программы «Вокал». Второй год обучения
Время проведения занятия — 16:00–16:30. Место проведения — музыкальный зал.
№
п/п
1

Месяц

Форма занятия

Тема занятия

Сентябрь

Коллективное

Вводное занятие. Знакомство с вновь
прибывшими воспитанниками в вокальную
группу. Объяснение целей и задач по
работе вокального кружка
Раздел I. Пение как вид музыкальной
деятельности
1.1. Строение голосового аппарата. Охрана
певческого голоса. Распевание.
«Бубенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. М.
Долинова. «Лучше нет родного края», муз.
В. Кожухина, сл. П. Воронько (разучивание
мелодии)
1.2. Сольное и ансамблевое пение.
Распевание. «Бубенчики», муз. Е.
Тиличеевой, сл. М. Долинова. «Лучше нет
родного края», муз. В. Кожухина, сл. П.
Воронько (пение соло и ансамблем).
«Калинка», р. н. п. (работа над интонацией
с солистами)
1.3. Певческая установка.
Звукообразование. Певческое дыхание
Распевание. «Калинка», р. н. п. «Лучше нет
родного края», муз. В. Кожухина, сл. П.
Воронько (работа над дыханием,
звукообразованием в 1–2-м куплетах).
«Песня о настоящем друге», муз. В.
Шаинского, сл. М. Пляцковского
(разучивание 1-го куплета)
Распевание. «Бай-качи», р. н. п. «Лучше нет
родного края», муз. В. Кожухина, сл. П.
Воронько (работа над дыханием,
звукообразованием в 3-м куплете). «Песня
о настоящем друге», муз. В. Шаинского, сл.
М. Пляцковского (разучивание 2-го
куплета). «В траве сидел кузнечик», муз. В.
Шаинского, сл. Н. Носова. «Осенняя пора»,
Л. Лядова, сл. В. Малкова (разучивание 1го куплета)
1.4. Дикция и артикуляция Распевание.
«Чики-чики-чикалочки», р. н. п. «Песня о
настоящем друге», муз. В. Шаинского, сл.
М. Пляцковского (разучивание 3-го
куплета). «Лучше нет родного края», муз.
В. Кожухина, сл. П. Воронько (работа над
дикцией). «В траве сидел кузнечик», муз. В.
Шаинского, сл. Н. Носова. «Осенняя пора»,
муз. Л. Лядова, сл. В. Малкова
(разучивание 2-го куплета)

2

Коллективное

3

Групповое

4

Коллективное

5

6

Октябрь

Групповое

Коллективное

37

7

Индивидуальное

8

Групповое

9

Ноябрь

Коллективное

10

Групповое

11

Индивидуальное

12

Коллективное

Распевание. «Чики-чики-чикалочки», р. н.
п. «Песня о настоящем друге», муз. В.
Шаинского, сл. М. Пляцковского. Работа
над дикцией и артикуляцией. «Осенняя
пора», муз. Л. Лядова, сл. В. Малкова
(разучивание 3-го куплета). «В траве сидел
кузнечик», муз. В. Шаинского, сл. М.
Пляцковского (работа над ритмическими
сложностями, разучивание 3–4-го куплетов
с солистом)
1.5. Вокальные упражнения и музыкальноречевые игры Распевание. «Бай-качи», р. н.
п. Музыкально-речевая игра «Тучкасердючка», муз. и сл. Л. Олифирова.
«Осенняя пора», муз. Л. Лядова, сл. В.
Малкова. «Песня о настоящем друге», муз.
В. Шаинского, сл. М. Пляцковского (работа
над выразительным исполнением песен)
Распевание. «А я по лугу», р. н. п.
Музыкально-речевая игра «Тучкасердючка», муз. и сл. Л. Олифирова.
«Песня мамонтёнка», муз. В. Шаинского,
сл. Д. Непомнящего (разучивание 1-го
куплета)
1.6. Вокальная работа над репертуаром
Распевание. «А я по лугу», р. н. п.
Музыкально-речевая игра «Тучкасердючка», муз. и сл. Л. Олифирова.
«Песня мамонтёнка», муз. В. Шаинского,
сл. Д. Непомнящего (разучивание 2-го
куплета). «Песенка о маме», муз. Р.
Разорёнова, сл. Н. Найдёновой. «Улыбка»,
муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского
(работа над чистотой интонации,
фразировкой в 1-м куплете)
Распевание. «А я по лугу», р. н. п. «Песенка
о маме», муз. Р. Разорёнова, сл. Н.
Найдёновой (разучивание 2–3-го куплетов).
«Песня мамонтёнка», муз. В. Шаинского,
сл. Д. Непомнящего. «Песня о настоящем
друге», муз. В. Шаинского, сл. М.
Пляцковского. «В траве сидел кузнечик»,
муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского
(работа с солистом и ансамблем над
нюансами и эмоциональностью
исполнения)
1.7. Итоговое мероприятие . Распевание.
«Песня мамонтёнка», муз. В. Шаинского,
сл. Д. Непомнящего. «Улыбка», муз. В.
Шаинского, сл. М. Пляцковского. «Песенка
о маме», муз. Р. Разорёнова, сл. Н.
Найдёновой. Досуг с родителями «День
матери»
38

13

Декабрь

Коллективное

14

Коллективное

15

Групповое

16

Коллективное

17

Январь

Групповое

18

Индивидуальное

19

Коллективное

20

Коллективное

Распевание. «Как у наших у ворот», р. н. п.
«Зимушка — зима», муз. и сл. Л.
Вахрушева (разучивание 1–2-го куплета,
работа над динамикой и выразительным
исполнением). «Карусель снежинок», муз.
Л. Мельниковой, сл. Б. Бугинаса. «Кабы не
было зимы», муз. Е. Крылатова, сл. Ю.
Энтина (разучивание мелодии песни)
Распевание. «Бубенчики», муз. Е.
Тиличеевой, сл. М. Долинова. «Карусель
снежинок», муз. Л. Мельниковой, сл. Б.
Бугинаса. «Зимушка-зима», муз. и сл. Л.
Вахрушева (работа над пением и
динамикой под фонограмму). «Кабы не
было зимы», муз. Е. Крылатова, сл. Ю.
Энтина (разучивание 1-го куплета)
Распевание. «Бубенчики», муз. Е.
Тиличеевой, сл. М. Долинова. «Кабы не
было зимы», муз. Е. Крылатова, сл. Ю.
Энтина (разучивание 2–3-го куплетов).
Новогодние песни (закреплять текст,
применяя систему К. Орфа). Работа над
артикуляцией и дикцией
Распевание. Музыкально-дидактическая
игра на развитие звуковысотного слуха
«Три поросёнка». Работа над
выразительным исполнением новогодних
песен. Работа с микрофоном
Итоговое мероприятие. Распевание.
Исполнение песен о зиме, снежинках,
Новом годе, Деде Морозе, Снегурочке.
Новогодний утренник
Распевание. «Как у наших у ворот», р. н. п.
Музыкально-дидактическая игра «Сочини
песенку». «Кабы не было зимы», муз. Е.
Крылатова, сл. Ю. Энтина. «Я мечтаю»,
муз. и сл. Л. Мельникова. «Мурлыка», муз.
и сл. И. и Е. Челиковых (работа с
солистами под фонограмму)
Распевание. «Будущий солдат», муз. В.
Трубачёва (разучивание 1–2-го куплетов).
«Песенка про бабушку», муз. и сл. М.
Мудряк (разучивание 1-го куплета). «Мой
папа хороший», муз. и сл. Ю. Верижникова
(выбор солиста для песни)
Распевание. «Как у наших у ворот», р. н. п.
(развитие музыкального слуха, ритма).
«Мамин день», муз. А. Филиппенко, сл. Т.
Волгиной (разучивание 1-го куплета).
«Будущий солдат», муз. Д. Трубачёва и В.
Трубачёвой, сл. А. Пилецкой (разучивание
3–4-го куплетов). «Песенка про бабушку»,
муз. и сл. М. Мудряк (разучивание 2-го
куплета)
39

21

Февраль

Групповое

22

Коллективное

23

Групповое

24

Коллективное

25

Март

Групповое

26

Коллективное

27

Коллективное

28

Коллективное

Распевание. " Ходит зайка по саду«, р. н. п.
«Мамин день», муз. А. Филиппенко, сл. Т.
Волгиной (разучивание 2-го куплета)
Распевание. «Ходит зайка по саду», р. н. п.
«Мамин день», муз. А. Филиппенко, сл. Т.
Волгиной (разучивание 3-го куплета).
«Песенка про бабушку», муз. и сл. М.
Мудряк (работа над выразительностью
пения). «Будущий солдат», муз. Д.
Трубачёва и В. Трубачёвой, сл.
А. Пилецкой. «Мой папа хороший», муз. и
сл. Ю. Верижникова (работа над нюансами)
Распевание. «Вокализ», муз. М. Глинки.
Музыкально-дидактическая игра «Куда
полетела бабочка?». «Мамин день», муз. А.
Филиппенко, сл. Т. Волгиной. «Песенка
про бабушку», муз. и сл. М. Мудряк.
«Мурлыка», муз. и сл. И. и Е. Челиковых
(работа над выразительностью пения).
«Будущий солдат», муз. Д. Трубачёва и В.
Трубачёвой, сл. А. Пилецкой (работа над
унисоном ансамбля мальчиков). «Мой папа
хороший», муз. и сл. Ю. Верижникова
(работа над чистотой интонации)
Распевание. «Вокализ», муз. М. Глинки.
Музыкально-дидактическая игра
«Солнышко и тучка». «Мамин день», муз.
А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. «Песенка
про бабушку», муз. и сл. М. Мудряк (работа
над чистотой интонации и протяжностью
звука)
Распевание. «Бай-качи», р. н. п. «Мамин
день», муз. А. Филиппенко, сл. Т.
Волгиной. «Песенка про бабушку», муз. и
сл. М. Мудряк. «Я мечтаю», муз. и сл. Л.
Мельниковой (работа с микрофоном под
фонограмму)
Распевание. «Солнышкино платьице», муз.
и сл. Е. Гомонова. «Весна идёт», муз. и сл.
З. Роот (разучивание 1–2-го куплетов).
«Веснушки», муз. и сл. И. Меньших
(разучивание мелодии песни вокализом,
разучивание текста 1–2-го куплетов)
Распевание. «Солнышкино платьице», муз.
и сл. Е. Гомонова. «Весна идёт», муз. и сл.
З. Роот (работа над ритмическими
трудностями, артикуляцией). «Веснушки»,
муз. и сл. И. Меньших (разучивание 3-го
куплета). «Я мечтаю», муз. и сл. Л.
Мельникова. «Мурлыка», муз. и сл. И. и Е.
Челиковых (работа под фонограмму)
Итоговое мероприятие. Распевание.
Исполнение ранее выученных песен.
Концерт для родителей
40

29

Апрель

Коллективное

30

Коллективное

31

Коллективное

32

Коллективное

33

Май

Коллективное

34

Коллективное

35

Коллективное

36

Коллективное

Раздел II. Основы музыкальной грамоты .
2.1. Звуковысотность. Ноты. Длительность
звуков. Музыкально-дидактическая игра
«Ритмическое эхо». «У моей России», муз.
Г. Струве, сл. Н. Соловьёва (знакомство с
песней)
2.2. Средства музыкальной
выразительности: мелодия, ритм, лад,
интонация, темп, динамика, тембр.
Музыкально-дидактическая игра «Три
поросёнка» (на развитие звуко- высотного
слуха)
2.3. Итоговое мероприятие. Распевание.
Исполнение знакомых песен и музыкальнодидактические игры
Раздел III. Слушание музыкальных
произведений
3.1. Жанры песен: народная песня,
классическая и современная детская песня.
Слушание песен: фольклор, классика и
современность. Пение. «Вокализ», муз. М.
Глинки. «Как у наших у ворот», р. н. п. «У
моей России», муз. Г. Струве, сл. Н.
Соловьёва (разучивание 1-й — 2-х песен)
3.2. Патриотические песни. Культурнонациональные особенности песен региона
Поволжья. Распевание. «У моей России»,
муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёва
(разучивание 3-го куплета). «Лучше нет
родного края», муз. В. Кожухина, сл.
П. Воронько (работа над оттенками,
динамикой). «Катюша», муз. М. Блантер,
сл. М. Исаковского (разучивание)
3.3. Итоговое мероприятие. Распевание.
Исполнение патриотических песен.
Конкурс патриотической песни
Раздел IV. Концертно-исполнительская
деятельность
4.1. Репетиции. Распевание. Подготовка к
отчётному концерту. Работа с
микрофонами, работа над
выразительностью исполнения песен
4.2. Итоговое мероприятие. Отчётный
концерт. Распевание. Исполнение любимых
песен соло, ансамблем и хором

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».