Адаптация детей в детском саду
26.09.2021
Как
облегчить ребенку привыкание к детскому саду
Часто
родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и
когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших
групп адаптация к ДОУ проходит болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к
детскому саду, устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться
«оттаскивать». Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить
адаптацию ребят в детском саду. Практически готовый материал для воспитателей
по теме: «Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду».
Адаптация
к детскому саду ребенка
Дети
привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с
радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться
целый день и родителей вечером встречает ревами. Чаще всего у 2-3-х летних
малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на
игрушки и успокаиваются. И это нормально.
Вопрос:
«Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать». Пройдет время и
адаптационный период завершится. Вот только длительность этого периода у
каждого будет своя. Все зависит от степени адаптации детей.
Выделяют
3 фазы адаптационного периода:
Легкая.
Длится от 1 до 16 дней.
Средняя.
Длится от 16 до 32 дней.
Тяжелая.
Может длиться до 64 дней.
Причины,
почему ребенок не может привыкнуть к детскому саду
Чтобы
мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам,
рассмотрим причины, по которым дети плачут. Устраните их — слезы исчезнут.
Ребенок
не подготовлен к посещению детского сада:
не
сформированы культурно-гигиенические навыки;
он не
умеет самостоятельно играть с игрушками;
режим в
семье не совпадает с режимом ДОУ.
Состояние
здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее,
чем здоровому.
Биологические
причины:
сильный
токсикоз у мамы в период беременности;
осложнения
при родах;
болезни
в первые три месяца жизни.
Индивидуальные
причины. Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного
учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие —
наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
Условия
жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним
знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой
обстановке детского сада.
Ограниченное
общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг
общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей
большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы
побыть одному.
Как
облегчить период привыкания к детскому саду
Принимая
во внимание вопросы, которые были заданы в период подготовки к консультации
«Адаптация детей 2-3 лет в детском саду», был сделан вывод, что, оставляя
ребенка в детском саду, родители беспокоятся, как он проведет день без них. Это
нормальная реакция, ведь кроха остается с чужими людьми. К тому же, нежелание
малыша заходить в группу, слезы, просьбы забрать его немедленно домой любую маму
заставят волноваться. Поэтому хотим поделиться важными рекомендациями, как
облегчить ребенку период адаптации.
Соблюдайте
самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок. Отдавая сына или
дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень
хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка, раздела и
все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и
волнений. Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это
неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете
его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в
первые дни.
Время
нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации оставлять
ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно
всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания.
Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и
еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.
Посещайте
детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в
детсад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.
Придумайте
«ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно
говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером), целуете в
щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
Дайте
ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме, например,
фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку. Можно дать «ключ от дома», без
которого, пока не заберете малыша из садика, домой не попадете.
Создайте
мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как кормят рыбок или
соскучилась любимая игрушка и т.д.
Никогда
не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.
Если
расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку
или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детсад.
Ошибки
родителей, затрудняющие адаптацию ребенка
Чего
нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к садику:
Нельзя
пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь
слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым
пугают, способно вызвать позитивные эмоции?
Нельзя
наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что
он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3
лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите
и обязательно заберете из детсада.
Нельзя
обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если мама
сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не
выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать,
если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь.
Таким образом можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить
конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.
Во
время подготовки консультации для родителей вы имели возможность задать
анонимно интересующий вопрос, опустив его в «Ящик доверия». Сейчас пришло время
ответов на эти вопросы. (Воспитатель зачитывает вопрос и дает на него ответ).
Игры,
помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду
Игра —
важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с помощью
простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду.
Поиграйте со своими детишками в такие игры:
«Детский
сад»
Во
время игры в детский сад может быть много сюжетных линий:
«Дети
собираются на прогулку».
«Дети
обедают».
«Дети
приходят в детский сад».
«Дети
готовятся к дневному сну».
«Дети
на прогулке».
Роль
воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут
игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду,
привыкнет к мысли, что там хорошо.
«Сочиняем
сказку»
Предложите
ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и
затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка. И вот пришло
время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама
ушла за морковкой. Зайке сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал
слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с
воспитателем и детьми. Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат
рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на
которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а
вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась.
Вместе они радостные ушли домой».
«Хорошо-плохо»
Родитель
называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо так делать
или нет. При положительном ответе он хлопает в ладоши, при отрицательном
грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».
Варианты
вопросов:
играть
с игрушками в детском саду;
плакать
утром;
дружить
с другими детками;
стесняться
попроситься в туалет;
самостоятельно
кушать суп;
мешать
деткам спать во время дневного сна;
делать
утром зарядку и т.д.
В
заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком
раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во
всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие
и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.09.2020
Дата обновления: 26.09.2021
Дата публикации: 26.09.2021