Определить, что у вашего ребенка плохо развитая система дыхания, просто. Обратите внимание на следующие внешние признаки:
- Бледность
- Утомляемость
- Сонливость
- Медлительность
- Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
- Дыхание через рот
- Частые респираторные заболевания.
От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания – обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.
Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:
- Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.
Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.
Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.
- Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.
Улучшается циркуляция крови в мышцах.
Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.
Тренируются мышцы органов речи.
Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей – укрепить дыхательную систему дошколят.
Целей ставится гораздо больше:
- Укрепление иммунитета
- Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
- Корректировка дефектов речевого дыхания
- Повысить уровень кислорода в крови
- Улучшить обменные процессы детского организма
- Научить детей носовому дыханию
- Избавиться от поверхностного дыхания
- Развить плавный вдох, длительный выдох
- Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
- Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.
Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.
Основная задача педагога – научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:
- Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
- Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
- Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
- Первые занятия проводите лежа на спине.
- Не говорите дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”. Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
- Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.
- Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
- В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.
Комплекс для детей 4-5 лет
Дошкольники средней группы детского сада, более самостоятельные и подвижные. Дыхательная гимнастика для детей от 4 лет может включать в себя следующие задания:
Логопеды, воспитатели – это грамотные специалисты по работе с детьми разного возраста. Они умеют вплести в канву занятий в дошкольном учреждении дыхательную гимнастику методически верно. Проводят гимнастику артистично, в форме игры. Дети продолжают профилактику болезней в старшем возрасте самостоятельно.Упражнение | Цель | Исходное положение | Инструкция | Повторы |
---|
Слушай свое дыхание | Обучение контролю над ритмом, глубиной дыхания. | Удобная для ребенка позиция. Сидя, лежа, стоя. Мышцы тела расслаблены. | Спокойно дышим и слушаем себя. Наблюдаем за тем, куда проходит воздушная струя, как двигается грудная клетка и т.д. | 1-2 раза |
Воздушный шар | Тренировка мышц брюшной полости, контроль за наполнением легких воздухом. | Лежа на спине, руки протянуты вдоль тела. Концентрация внимания на животе. | Медленно, глубоко вдыхаем, наблюдаем, как поднимается, опускается живот. | 5-10 |
Подыши одной ноздрей | Тренировка мышц дыхательного аппарата. | Любое удобное расположение тела. Мышцы полностью расслаблены. | Открываем ноздри для вдоха и выдоха попеременно. Через одну вдыхаем медленно, глубоко, через другую выдыхаем. | 6 |
Трубочка | Укрепление мышц носоглотки, легких. | Сидя, стоя | Делаем максимально глубокий выдох через нос, при этом живот, ребра должны подтянуться к телу. Вытягиваем губы трубочкой и резко вдыхаем как можно больше воздуха. Задерживаем дыхание. Поднимаем голову вверх, выдыхаем через нос. | 6 |
Мыльные пузыри | Укрепление тонуса мышц легких, носоглотки. | Стоя | Поднимаем голову в ИС и выдыхаем медленно через нос. Вдыхаем, не опуская голову. Выдыхаем с опущенной головой носом. | 4 |
Ежик | Тренировка ритмичного неглубокого дыхания. | Стоя. Голову поворачиваем в ритме марша. | При каждом повороте головы влево-вправо делаем короткий вдох носом, дышим шумно, напрягая мышцы носоглотки. Выдыхаем через нос. | 6 |