20.10.2024
Одной из задач дошкольного образовательного
учреждения является воспитание патриотизма и гражданских чувств у
маленьких россиян.
Многие родители сейчас наверное спросят: "Зачем нужно воспитывать
патриотизм? Вот вырастит и сам поймет".
Основы патриотизма начинают закладываться в детстве, в его ближайшем окружении,
в семье.
Мальчикам надо объяснять, что он будущий мужчина, который должен защищать
слабых, не бояться работы, быть смелым, заниматься спортом. Конфликты стараться
решать без кулаков, уметь договариваться, где-то уступить.
Девочкам показывать доброжелательные отношения, уметь заботиться о своих
близких и родных людях.
Уже в дошкольном возрасте ребенку рассказывают в какой стране он живет, чем она
отличается от других стран. Почему мы испытываем чувство гордости за свою
страну, за город, в котором живем. В этом возрасте знакомим детей с
историческими событиями своей страны, рассказываем о подвигах, которые совершали
наши прадеды, защищая Отечество.
Что
же такое патриотизм?
Патриотизм —
это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую
часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре,
государству. С детства ребёнок слышит родную речь. Мама рассказывает сказки,
которые рассказывают о хороших и плохих поступках, о трудолюбии, взаимопомощи.
Патриотизм - это еще и политическая
позиция, основанная на чувстве долга и ответственности перед Отечеством.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это
беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях,
чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором
он живет, подбор стихов и песен для разучивания и, конечно, личный пример
родителей.
Из поколения в поколение через сказки и истории наши предки учат нас быть
добрыми, любить и уважать свой край, свою Родину. Знакомят нас с праздниками,
культурой, обычаями и традициями. Ребенок растет в многонациональном обществе,
поэтому должен понимать, что у каждого народа своя культура, свои традиции.
Поэтому необходимо ко всем народам, независимо от их национальности, относиться
доброжелательно. Ребенку необходимо объяснить, в чем отличие государственного и
народного праздников.
Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые
национальные костюмы разных народов. Национальная культура. Разнообразие в
культуре, традициях делает жизнь более интересной. Так, например, у нас говоря
"да" мы киваем головой, а в Болгарии это обозначает "нет".
Если в России мужчины здороваются пожимая друг другу руки, (древний обычай -
показывали, что у них нет в руках оружия), то в Японии люди кланяются друг
другу, а в Индии кланяются, складывая две ладони вместе. В Китае вместо ложек
используют палочки, у азиатов принято кушать сидя на полу. У каждого народа
свои народные песни. И все это выражается в культурном наследии разных народов.
Русские народные песни, эпосы якутского народа, шотландская игра на волынке –
все это примеры патриотизма, выразившегося в культурном наследии разных
народов.
Любовь к природе - это тоже патриотизм. Детей необходимо приучать бережно
относиться к нашей планете, поддерживать чистоту в окружающем нас мире,
создавать уют и красоту не только в своей квартире, но и подъезде, во дворе.
Как часто можно видеть детей, бросающих мусор. Они даже не обращают внимание на
то, что съев конфетку, фантик выбросили на землю. Зачем убирать, если завтра
придет дворник и все подметет. ведь это — его работа. Но это в городе, а кто
будет убирать мусор в лесу? Когда после семейных прогулок остаются горы мусора:
пластиковые бутылки, пакеты, обертки…
А ведь это все наше воспитание. Необходимо приучать,
объяснять детям, что созданное другими людьми, необходимо беречь.
Необходимо бережно относиться и заботиться о животных. Поэтому, гуляя с
детьми в парке, лесу, возле речки, необходимо рассказать детям о правилах
бережного отношения к природе. Объяснить детям, что не надо просто так рвать
цветы, чтобы потом их выбросить, потому что они завяли. Нельзя просто так
убивать насекомых, потому что ими питаются птицы и другие животные.
Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному:
один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю,
третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Беречь духовную
память, традиции родного народа, не уничтожать прошлое, а творить новую историю
родного края, передавать ее будущим поколениям благородное дело, достойное настоящих
патриотов. Гордиться родной землей, ее культурным наследием, родным языком,
хранить историю и обычаи, приумножать их должен каждый сознательный гражданин
свой страны.
Только человек с высокими моральными качествами, добрым и чутким сердцем,
трудолюбивый, честный и смелый сможет стать настоящим патриотом своей державы,
по-настоящему любить и защищать ее, приносить ей пользу.
С раннего возраста мы можем привлекать наших детей к участию в субботниках, не
сорить на улицах города. Следить, чтобы в своих дворах, парках никто не
оставлял мусор, поддерживать друг друга и идти к общей большой мечте – мечте
сделать нашу Родину еще более светлой, красивее, богаче. Вот тогда и про нас
скажут: «Это патриоты своей страны».
Что
должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста
• знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где
работают;
• знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
• может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на
которой живет;
• знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна;
что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии
гимна;
• имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
1. Читайте ребенку книги о родине, ее героях, о
традициях, культуре своего народа.
2. Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, книгам, вещам. Сходите с
ребенком в библиотеку и покажите, как хранятся книги.
3. Смотрите с ребенком кинофильмы и другие передачи, рассказывающие о людях,
прославивших нашу страну, их вклад в жизнь общества.
4. Рассказывайте о достижениях в нашей стране, о подвигах, о космонавтах,
спортсменах …
5. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
6. Расскажите как называется улица, на которой вы живете, какие
достопримечательности есть в вашем городе.
7. Расскажите о профессиях общественных учреждений (продавец, библиотекарь,
врач, спасатель, водитель и др. и значимости каждого работника. Расскажите о
своей работе (что делаете, какую пользу приносит ваш труд людям). Каждый
труженик нашей большой страны вносит ощутимый вклад в ее судьбу. Учитель
воспитывает и делится с детьми самым сокровенным. Медик заботится о здоровье.
Бухгалтер ведет учет, что помогает сохранить порядок и избежать перерасхода.
Адвокат защищает невиновных. Полицейский следит за порядком.
8. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в
общественных местах.
9. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков,
из которых они вышли с честью.
10. Посещайте выставки, музеи.
11. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
Организуйте экскурсию по городу, расскажите о памятниках. Если не хотите
гулять, то можно провести путешествие по интернету.
12. Когда говорите о проблемах, отмечайте и положительные моменты.
13. Вместе с ребенком принимайте участие в субботниках и озеленении участка.
Покажи им на вашем примере, что значит «любить свою Родину». Не ругайте при
детях ни страну, ни правительство. Откажитесь от негативных высказываний о
вашем труде и зарплате. Рассказывайте о вашем детстве, вашей семье. О
профессиях, которые познали ваши предки. Кем они были, и какой вклад в развитие
страны оставили.
В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание подрастающего
поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день,
завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности –
зависит от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно
вместе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.10.2024
Дата обновления: 18.10.2024
Дата публикации: 20.10.2024