11.11.2024
Консультация для
родителей «Роль семьи в воспитании у ребенка социальных норм»
Социальное развитие дошкольников –
это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит
жить. В процессе общения со взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать
интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения. В
детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный
возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования
основ личности. Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного
возраста– результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не
понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не
может справиться. Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка
оказывает его семья. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно
складываются условия его физического, психического, эмоционального,
интеллектуального развития. Тёплая атмосфера, взаимное уважение и доверие
являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.
Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими
поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими
людьми, за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого
возраста (мимика, движения, звуки). Именно так ребенок овладевает речью, новыми
знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные
ценности и потребности, закладывается характер. Начиная с 6 месяцев и до 2-х
лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая
представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Ребёнок все чаще
заинтересован в вашей помощи, поддержке, совете или определенных совместных
действиях. В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше
вопросов, и общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным
средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать
информацию и обсуждать со старшими окружающий мир. От 6 до 7 лет детское
общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и
его внутреннем мире. Этот момент является наиболее ответственным в социальном
становлении ребёнка - он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке,
понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания,
потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и
формируют собственную индивидуальность. Сенситивным периодом развития
социальных навыков является возраст 2,5 - 6 лет. Задачей родителей в пору
детства является не только развивать формирующиеся процессы восприятия,
внимания, памяти и речи, но и формировать с самых пеленок правильное
мировоззрение и культуру поведения в обществе-социуме. Что именно должны
вложить родители в сознание ребенка, конечно же, определяется семьей, Но любой
взрослый человек, который существует в социуме и каждый день контактирует с
людьми, должен понимать, что как только у ребенка начался процесс развития
активной речи, прививка у ребенка культуры общения -очень важный момент в его
социальном развитии. А где ребёнку этому учиться, как не у своих родителей?
Важно не только научить ребенка правильным, вежливым словам, но и постараться
объяснить ребенку смысл этого обряда, значения всей культуры общения. Члены
семьи объясняют малышу бытовые ритуалы, такие как мытье рук и последующее их
вытирание для предотвращения отравления. Так и слова приветствия следует
говорить не потому только, что ты знаешь этого человека, а именно потому, что
этими словами можно выразить свое уважение и пожелать здоровья собеседнику
(Здравствуйте - от слова «здравие»). Очень часто в детском саду родители
отправляют малыша сказать «до свидания» воспитателю, а сами при этом ждут в
дверях, забывая, что лучшим примером для ребенка являются они сами. Если кто-то
из них сам будет регулярно прощаться с воспитателями, то у ребенка лучше
произойдет закрепление этого действия, принятия его как нормы поведения. Если
отец в транспорте будет уступать место пожилым людям и женщинам с детьми,
вероятнее всего, для будущего мужчины навсегда будет правилом этот поступок.
Взрослые в присутствии детей никогда не должны отступать от определённых норм,
иначе ребенок может запутаться, какой образ поведения верен, а какой нет и
какой линии поведения, стоит придерживаться. Поведение у детей не очень
устойчивое. Оно постоянно меняется в зависимости от того что ребенок увидел или
прочитал. Ребёнок еще не научился соотносить степень правильности своего
поведения и «образца». В этот период жизни любой ребёнок очень зависим в своих
действиях от взрослых или сверстников, он ещё подражает, не заботясь о
правильности своего поведения. Поэтому в своей нравственной ориентации он
вынужден равняться на взрослых Большое значение для усвоения этических норм в
дошкольном возрасте имеет игра как ведущая детская деятельность. Опыт
социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая
теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в
практической деятельности. Общение является важным элементом любой игры. Во
время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление
ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в
воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции
и адекватно взаимодействовать с окружающими. В игре у детей закрепляются навыки
социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных
ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость,
терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в
игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни. Личность ребенка
складывается из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры
важную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и
наблюдение за окружающим миром. В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко
воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с
лучшими человеческими творениями. Дети задают взрослым очень много вопросов, на
которые нужно отвечать исчерпывающе и честно. Это очень важно, ведь для ребенка
каждое ваше слово – это непреложная истина, потому не допускайте крушения веры
в вашу непогрешимость. В современном обществе чувствовать себя уверенно могут
лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим
и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей
необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления,
активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть
соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным
состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!»,
повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и
позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в
любом коллективе в будущем.
Советы
родителям, о том, как общаться с ребенком:
-Не вмешивайтесь в дело, которым занят
ребенок, если он не просит о помощи.
-Если ребенку действительно трудно, и он готов
принять вашу помощь, обязательно помогите ему. -Если у ребенка эмоциональная
проблема, его необходимо выслушать!
-Если поведение ребенка вызывает у вас
«отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом.
-Убирайте из своего общения с ребенком
привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы.
- Не требуйте от ребёнка
невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете
изменить в окружающей обстановке!
-Правила и последствия должны
формулироваться одновременно!
-Принимать ребенка - значит любить
его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть!
- Дружелюбный тон общения.
- Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы
должны спокойно выслушать, периодически поддерживая беседу.
- Решения конфликтов должны быть
конструктивными: выигрывают обе стороны - и родитель, и ребенок. Всегда
поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не
навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети
наблюдают за нами и делают выводы›
Андре Моруа «О воспитании детей»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.11.2024
Дата обновления: 25.11.2024
Дата публикации: 11.11.2024