25.11.2024
Развитие
речи детей пятого года жизни.
У ребенка в пять лет значительно
расширяется представления о многообразии окружающего мира, у него отмечаются
значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь становится более
разнообразной, обогащается по содержанию. В разговорном общении, проявляет
активность, отвечает на вопросы, интересуется значением ранее не знакомых для
него слов. Подмечает речевые ошибки сверстников и старается их исправить.
Словарный запас увеличивается до трех тысяч слов, благодаря этому ребенок более
точно может описать предмет и его качества (высокий - низкий, сильный – слабый,
длинный - короткий). При нормальном развитии у ребенка пятого года в словаре
появляется много прилагательных, ведь теперь у него в приоритете уточнение
признаков и качества предмета. При описании предмета ребенок, называет не
только цвет, но может назвать и оттенки цвета (розовый, сиреневый, голубой,
оранжевый). Ребенок в этом возрасте без проблем должен строить мини рассказы,
состоящие из двух-трех предложений, логически связанных между собой. По своей
структуре предложения могут быть, как простые, так и сложные. Пример: Мы идем
на улицу. На улице холодно, поэтому нам надо надеть шапку, куртку, красивый
шарфик и теплые ботинки. Активное развитие речи, желание общаться со всеми,
большое пополнение в словарном запасе часто приводит к возникновению речевых
ошибок, главная задача взрослых в такие моменты подсказать ребенку, как
правильно сказать то или иное слово или фразу. Со временем дети осваивают
монологическую речь, с помощью взрослого дети учатся пересказывать короткие
рассказы, отвечать на вопросы полным ответом. В возрасте пяти лет мышцы
артикуляционного аппарата крепнут и становятся более координированными, поэтому
ребенок начинает осваивать многие звуки, которые раньше он не мог произнести.
Большинство детей усваивают и правильно произносят шипящие звуки [ж-ш][ч-щ],
звуки [л-р], отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя структуру
слова, правильно употребляют ударение. Но не у всех детей появляется правильное
и устойчивое произношение свистящих и шипящих звуков, с такими детками
необходимо проводить индивидуальные занятия для формирования и закрепления
четкого произношения. Главное родители должны понимать, что без помощи взрослых
ребенок сам не сможет исправить ошибки в произношении звуков. Ребенок без труда
может правильно произносить отдельно звуки [р-л], [з-с], [ж-ш], но встречая их
в словах, те же звуки замещают другими более удобными, для произношения (йошадь
– лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина), встречая такие ошибки
в речи, надо обязательно систематически ребенка поправлять, только в этом
случае появится положительный результат. В этом возрасте дети могут управлять
своей речью, говорить громче или тише, медленнее или быстрее, стараются стихи
рассказывать с интонацией.
Одно из основных качеств речи у
пятилеток, это связность и последовательность изложения мыслей. Исходя из
вышеизложенного, можно сделать вывод, при нормальном развитии ребенка на пятом
году жизни и правильном подходе к занятиям по развитию речи отмечаются
значительные успехи в речевом развитии.
• Словарный запас увеличивается до 3000 слов
• Активно формируется
артикуляционный аппарат
• Появляется способность управлять своим
голосом - громкость, тональность
• Пользуются обобщающими словами, разными
категориями (посуда, транспорт, времена года, животный мир)
• Ребенок выговаривает все звуки.
Поэтому надо быть внимательным к
речи ребенка и всячески помогать ему, правильно развивать речь. Если вы
замечаете, что ребенок в общении не проявляет активность, не задает вопросов
«почемучек», у него отсутствует монологическая речь. В речи ребенка вы замечаете
много грамматических ошибок, речь его не внятная, идет замена звуков или он
вообще затрудняется произносить какие-либо звуки. После прочтенной вами сказки
ребенок не может вам рассказать, о чем была сказка или не может вспомнить без
вашей подсказки последовательность действий главных героев. Испытывает
трудности при составлении описательных рассказов. Все это повод для обращения
за помощью к социалисту, обратитесь к воспитателю, совместно мы с вами найдем
выход из сложившейся ситуации, и поможем малышу, чтобы он не отставал от
сверстников.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.11.2024
Дата обновления: 25.11.2024
Дата публикации: 25.11.2024