«Развитие крупной моторики у детей 4 – 5 лет»
20.10.2025
Многие недооценивают необходимость развития крупной моторики у детей. А она является базой для формирования мелкой моторики, которая важна при подготовке к школе.
Крупная моторика, или общая –
это активные движения телом, в которых задействованы руки, ноги, туловище,
голова. Этими навыками взрослые пользуются, не задумываясь, а детям приходится
их постепенно осваивать. Без развитой крупной моторики невозможно полноценное
формирование человека. А для этого необходимо учиться контролировать движения и
управлять ими, согласовывать действия, развивать двигательную активность.
К пяти годам мышцы становятся
гораздо сильнее, чем у малышей, их работоспособность увеличивается. Значительно
развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети уже могут
отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать, приземляясь на полусогнутые ноги.
Они уже могут прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах
рук.
У ребенка четырех-пяти лет уже
достаточно хорошо развита координация движений, он умеет стоять на одной ноге
(развивается равновесие), ходить на пятках и на носках и т.д. Движения
становятся намного совершеннее. Скелет отличается гибкостью, так как процесс окостенения
не закончен, поэтому в этом возрасте особенно легко дается гимнастика.
Ребенка уже можно учить кататься
на коньках, на двухколесном велосипеде. Ребёнок становится ловким и быстрым. Характеризуя
особенности развития детей дошкольного возраста необходимо обратить внимание на
признаки психомоторного неблагополучия во внешних появлениях ребенка:
· сгорбленность,
подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки
прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);
· походка – на
цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;
· позы – застывшие,
скованные и однообразные;
· движения –
бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или
психомоторная заторможенность;
· жестикуляция и мимика
– вялые, бедные, маловыразительные, возможно
гримасничанье или неподвижность лица;
· речь – невнятная,
невыразительная, монотонная, возможны заикания.
Будьте внимательны, если у
ребенка наблюдается хотя бы половина описанных
признаков!
Итак, ценность развития крупной
моторики велика. Формирование крупной моторики происходит за счет любых
движений: активных игр, копирования действий взрослых и животных, спортивных
занятий, танцев, аэробики. Побольше играйте с ребенком в подвижные игры. Игры
для развития двигательных навыков: «Пилоты», «Веселые мячи», «Прыгает – не
прыгает», «Пятнашки», «Мыши в кладовой», «Закати в ворота мяч», «Перешагни
через веревочку», «Пузырь» и т.д.
Игра с родителями «Пилоты». Инвентарь: 2 кегли (или 2 кубика) разных
цветов.
Взрослый и ребенок становятся на
противоположных концах комнаты, рядом с кеглями.
Они – пилоты самолетов, находящихся на разных аэродромах. По команде мамы:
«Готовим самолеты к полету!» они расходятся по комнате, останавливаются каждый
у своего «самолета», «наливают в баки керосин» (наклоняются), «заводят моторы»
(вращают руками перед грудью) и «летят» (разводят руки в стороны и разбегаются
по комнате в разных направлениях). «Самолеты» находятся «в воздухе» до тех пор,
пока мама не скомандует:
«Самолеты, на посадку!».
После этого взрослый и ребенок должны быстро добежать до «своих» кеглей –
«вернуться на свой аэродром».
Игра повторяется 2-3 раза.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.10.2025
Дата обновления: 20.10.2025
Дата публикации: 20.10.2025