«Дидактическая игра, как средство развития речи детей»

17.11.2025

     Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изо деятельности и др., является одним из занимательных элементов на прогулке, в режимных моментах. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами.

     Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

-настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);

-словесные игры (без наглядного материала).

Игры с мячом. В обогащении речи ребёнка, в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры с мячом универсальны и разнообразны.

«Мяч бросай и животных называй»,

«Мяч бросай, четко фрукты называй»,

«Кто где живет?»«Скажи ласково»,

«Что происходит в природе?»,

«Составь предложение»«Подскажи словечко»,

«Четвёртый лишний»«Веселый счет» и т. д.

Игра "Один и много" (изменение слов по числам).

1."Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов.

Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

- книга, ручка, лампа;

 город, стул, ухо;

- ребенок, человек, стекло;

 имя, весна, друг.

2."А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

-  яблоко, огурец, грибы, листья;

-  лиса, корова, ворона, скворец и т.д.

 

Игра «Закончи предложение» (дополнять предложения словом противоположного значения).

Взрослый начинает предложение, а ребёнок его заканчивает:

Сахар сладкий. а перец - …(горький).

Летом листья зеленые, а осенью …(желтые).

Дорога широкая, а тропинка…(узкая).

 

Игра «У кого кто»Хочу такой сайт

Взрослый называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе

 

Игра «Бывает — не бывает» 

 Взрослый произносит словосочетания, а ребёнок должен быстро ответить.

Снег зимой … (бывает). Мороз летом … (не бывает).

Иней летом … (не бывает). капель летом … (не бывает). И т.д.

 

Игра «Кто как разговаривает?»

Взрослый  называет животных. Ребёнок ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова мычит

Тигр рычит

Змея шипит

Комар пищит

Собака

Волк

Утка крякает

Свинья хрюкает и т.д.

Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?»«А кто мычит?»«Кто лает?»«Кто кукует?» и т. д.

Использование дидактических игр  даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:

·         повышается речевая мотивация, успешно Развиваются коммуникативные навыки;

·         обеспечивается психологический комфорт;

·         дети запоминают большое количество речевого материала;

·         активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление, речь).

Удачи Вам! Играйте с удовольствием!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.11.2025

Дата обновления: 23.11.2025

Дата публикации: 17.11.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».