«Дидактическая игра, как средство развития речи детей»
17.11.2025
Дидактическая игра –
средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого
программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных
занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изо
деятельности и др., является одним из занимательных элементов на прогулке, в
режимных моментах. В дидактической игре создаются такие
условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно,
действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами.
Для речевого развития детей используют следующие
виды дидактических игр:
-настольно-печатные (парные
картинки, домино, кубики, лото);
-словесные игры (без
наглядного материала).
Игры с мячом. В
обогащении речи ребёнка, в уточнении уже имеющихся у него слов,
пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти
игры также способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры
с мячом универсальны и разнообразны.
«Мяч бросай и животных называй»,
«Мяч бросай, четко фрукты называй»,
«Кто где живет?», «Скажи ласково»,
«Что происходит в природе?»,
«Составь предложение», «Подскажи словечко»,
«Четвёртый лишний», «Веселый счет» и
т. д.
Игра "Один
и много" (изменение слов по
числам).
1."Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову
словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов.
Например, я скажу "карандаш", а ты должен
сказать "карандаши".
- книга, ручка, лампа;
город, стул,
ухо;
- ребенок, человек, стекло;
имя, весна,
друг.
2."А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить
слово, обозначающее много предметов, а ты - один".
- яблоко,
огурец, грибы, листья;
- лиса, корова,
ворона, скворец и т.д.
Игра «Закончи предложение» (дополнять предложения словом противоположного
значения).
Взрослый начинает предложение, а ребёнок
его заканчивает:
Сахар сладкий. а перец - …(горький).
Летом листья зеленые, а осенью …(желтые).
Дорога широкая, а тропинка…(узкая).
Взрослый называет животное, а дети
называют детеныша в единственном и множественном числе
Игра «Бывает — не бывает»
Взрослый произносит словосочетания, а ребёнок
должен быстро ответить.
Снег зимой … (бывает). Мороз летом … (не бывает).
Иней летом … (не бывает). капель летом … (не бывает). И т.д.
Игра «Кто как разговаривает?»
Взрослый называет животных. Ребёнок ответить, как то
или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака
Волк
Утка крякает
Свинья хрюкает и т.д.
Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и
т. д.
Использование дидактических игр
даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:
·
повышается
речевая мотивация, успешно Развиваются коммуникативные навыки;
·
обеспечивается
психологический комфорт;
·
дети запоминают
большое количество речевого материала;
·
активизируются высшие психические функции (память, внимание,
мышление, речь).
Удачи Вам! Играйте с удовольствием!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.11.2025
Дата обновления: 23.11.2025
Дата публикации: 17.11.2025