17.01.2020
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Но черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима. Совместный поиск решения проблем помогает организовать обучение детей, способствует лучшему усвоению математики, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем. Программа обучения для детских садов выделяет основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые и т. д. По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Ваш ребенок рисует. Спросите его о цвете карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще – тоньше (колбаса, сосиска, палка). Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине. Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10, до 20. Начиная считать, он торопится, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребёнок механически повторяет всё сказанное за ними. Встает вопрос: «Действительно ли ребёнок умеет считать?» Конечно, нет. Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, натренировался в так называемом отвлечённом счете. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах. Формированию у ребенка понятия о цифре и числе в детском саду отводится немало внимания. Но и родителям вполне по силам помочь своему чаду. Для этого не требуется какой - то особой подготовки, специальных пособий и дорогостоящих игр. Достаточно желания общаться со своим ребенком и немного свободного времени. А словесных игр огромное множество. Например, игра «ЧТО БЫВАЕТ ПО 2?». Целью этой игры является упражнение детей в счёте до 2. На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок поочерёдно называют те предметы, которые всегда бывают только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный ответ играющий берёт со стола 2 палочки. Игру можно усложнить: называть то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека, ножек у табурета. Когда ребёнок познакомится с другими числами, можно провести аналогичные игры: «Что бывает по 3, по 4». Еще одной игрой является игра «ПОРУЧЕНИЕ». Цель этой игры - упражнение детей в умении отсчитывать предметы по названному числу. Взрослый называет знакомое ребёнку число, ребёнок приносит такое же количество игрушек. Затем число называет ребёнок, а поручение выполняет взрослый. Правильность выполнения задания проверяет тот, кто его дал. За каждое правильно выполненное поручение играющий получает фишку (мелкий предмет). После игры сравнивают количество набранных фишек и определяют победителя. Упражнять детей в счете можно и с помощью счетных палочек. Их можно заменить спичками. А уж они найдутся в каждой семье. Вместе с ребенком составляйте цифры с помощью счетных палочек (спичек). Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек. Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого - меньше, кого - одинаковое количество. Когда ребенку наскучат счетные палочки можно использовать "счетные бусы". Заранее заготовьте бусы, состоящие из 1, 2, 3 …10 бусин, нанизав крупные бусины на толстую нитку или проволоку. Распечатайте карточки с цифрами. Ребенок должен подобрать к каждой карточке бусы с соответствующим количеством бусин. Можно разнообразить игру с использованием игрального кубика - бросаем кубик и выбираем карточку с цифрами и бусы к ней в соответствии с выпавшим значением. В конце концов, можно использовать камешки, шишки, желуди, конфетки, ракушки и другой подручный материал. Если у вас как у большинства современных людей совсем нет времени и после работы вы заняты приготовлением ужина на всю семью, то попытайтесь извлечь из этого пользу для числительных способностей вашего малыша. Попросите его посчитать тарелки, чашки, ложки, куски хлеба. Спросите чего больше тарелок или ложек? Как сделать, чтобы тарелок и ложек стало поровну? На сколько чашек больше чем тарелок? От количественного счета периодически переходите к порядковому. Например, Вы можете подниматься по лесенке и приговаривать: это первая ступенька, это вторая. Это третья. Чтобы ребенок понимал смысл счета, а не запоминал порядковый ряд, нарушайте последовательность. Расставьте игрушки в ряд и скажите: «Этот мишка сидит пятым, кукла- восьмая, а зайчик- первый». Зачем все это надо, спросите Вы? Разве недостаточно научить малыша считать, например, до 100 в прямом и обратном порядке? Разве не научат его решать примеры на занятиях в школе? Дело в том, что неосознанный счет не даст элементарных математических понятий, навыков оперирования количествами, основ логического мышления. Обучая счету через понятие «количество», Вы сформируете у малыша умение понимать и отслеживать причинно- следственные связи, выстраивать элементарные заключения, продуктивно и логически мыслить. Такие навыки позволят ребенку быть успешным в школе не только на уроках математики, но и в изучении различных наук - геометрии, физики, химии. Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут. Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег). Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математики.
Просмотров всего: , сегодня: