06.02.2020
Речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами
сознания, как внимание, мышление, восприятие, воображение, наблюдательность,
зрительная и двигательная память, речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого
раннего детства. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в
игры, предполагающие активную работу кистей рук, читать стихи и петь весёлые
песенки. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания:
застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно.
Задания должны приносить ребенку радость. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь
ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать
хвалить ребенка.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые
игры», которые можно проводить и дома.
Например такие как:
Упражнения с пальчиками
1.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг, в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся
пальчику)
Встали пальчики. Ура! (разжимаем кулачок)
В детский сад идти пора!
2.
Быстро тесто замесили,
На кусочки разделили, (1-2 строчки – имитируем замес теста и
разделку его на кусочки)
Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем
движения вперед - назад по поверхности стола)
И слепили пирожочки (защипываем «пирожки» кончиками пальцев
обеих рук)
Пирожки с вареньем
Всем на удивленье (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки)
3.
Нарядили ребятки
Свои пальцы в перчатки. (растопыриваем пальцы обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять –
Надо всех пересчитать. (поочередно сгибаем все пальцы)
Десять пальцев - как отряд,
И костюму каждый рад. (сжимаем и разжимаем кулаки)
Стать сильными стараются,
Спортом занимаются.
4.
Разотру ладошки сильно (растираем ладони)
Каждый пальчик покручу … (захватывают каждый пальчик у основания и
выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги)
(затем руки я помою… («моют руки»)
пальчик в пальчик я вложу… (пальцы складывают в «замок»)
на замочек их закрою
и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики –
Пусть бегут, как зайчики (расцепляют пальчики и перебирают ими).
5.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с
пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую
строчки ладошки крепко жмут друг друга.
Комарики
Читайте малышу потешку, сопровождая ее действиями:
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Вот летят комарики, З-з-з! (складываем пальцы рук в щепоть)
Вились, вились, (вращаем кистями рук)
Вились, вились, Раз! И в ушко (носик, ручку) нам
вцепились!
(пощипываем малыша за ушко).
Попросите ребенка побыть «комариком».
Сапожник
Имитируйте движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы
одной руки держат гвозди, другой — молоток. При этом читайте стихотворение:
Мастер, мастер,
Помоги —
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди —
Мы пойдем сегодня
В гости!
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых,
активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение
управлять своими движениями. «Пальчиковые игры» - это
инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям
ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и
т. д. Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые
игры», но и разнообразные игры и действия с предметами.
Такие как:
- Игры с пуговицами («Застегни карманчик»;
- Игры – шнуровки («Зашнуруй ботинок») ;
- Игры с прищепками («Постираем платочки») ;
- Игры с сыпучими материалами («Месим тесто») ;
- Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы»,«Найди такую же»)
и многие другие.
- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми
губками) ;
- Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки
бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на
листе бумаги) ;
- Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек,
надавливание, скатывание) .
- Игры на песке служат прекрасным средством для развития и
самообразования ребенка;
- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической
чувствительности, формируют первичные приемы мышления.
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения,
расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.
У детей повышается любознательность, пытливость; расширяется
словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой
деятельности.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая
жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей
и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться.
Вместе с тем, развитие мелкой моторики руки в условиях системы
дополнительного образования позволяет значительно расширять моторные
возможности, готовить руку ребенка к письму, рисованию, к успешному выполнению
практической деятельности с предметами. Совершенствование двигательных качеств
способствует более быстрому формированию трудовых навыков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.02.2020
Дата обновления: 10.02.2020
Дата публикации: 06.02.2020