14.02.2020
Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в
изложении последовательного развития сюжета, пропускают значимые эпизоды,
застревают на второстепенных деталях, используют простые малоинформативные
предложения. Формирование навыков рассказывания строится с учетом тематического
принципа обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда с
воспитателями группы и родителями. Параллельно проводится работа по развитию
грамматического строя речи. Большое внимание необходимо уделять работе над
усвоением форм множественного числа существительных, глаголов и прилагательных,
а также сопоставлению единственного и множественного числа указанных частей
речи. Нельзя оставлять без внимания формы согласования прилагательных с
существительными в роде, числе, падеже; учить детей отвечать на вопросы
распространенными законченными предложениями. Словарная работа преследует цель
обогащения активного словаря детей. Большое внимание необходимо уделять
устойчивым сочетаниям глаголов и глагольных форм с существительными в косвенных
падежах, а также введению в словарь детей новых для них словосочетаний. Важно
уточнять и закреплять в речи детей слова-определения, в том числе качественные
и относительные прилагательные со значением цвета, величины и других свойств
предметов, а также слова, обозначающие пространственное взаиморасположение
предметов-наречия, предлоги.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом,
научат рассказывать, отыскивать интересные слова, сделать речь Вашего ребёнка
богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам
семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами,
когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Во время
игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и
маленьким победам!
«Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по
очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун».
Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор,
пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова
(например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы,
Колобок, колесо и т. д.).
«Автобиография»
Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя
предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки
должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или
о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя
роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление. Например, «Я
есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного
обращения погибаю и становится темно не только в душе: это Лампочка. Или: «Могу
быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно.
Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался:
это Пятачок.
«Волшебная цепочка»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово,
допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет
себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например,
«пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово,
которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может
получиться?
Мёд – пчела – боль – красный крест – флаг – страна – Россия – Москва –
красная площадь и т. д.
«Слова мячики»
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и
одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и
произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки меняются
ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему
слово с противоположным значением.
«Если вдруг»
Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен
найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, если вдруг на Земле исчезнут: Все пуговицы. Все ножницы. Все
спички. Все учебники или книги и т. д. Что произойдёт? Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего
страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками,
крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д.»
Можно предложить ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:
Живая вода. Цветик-семицветик. Сапоги-скороходы. Ковёр-самолёт и т. д.
Развивая связную речь у ребенка, важно научить ребёнка пересказывать
короткие сказки и рассказы. Он пересказывает знакомые сказки с несложным
сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При
этом вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых,
включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему.
Так ребёнок подводится к самостоятельному рассказу литературного произведения.
Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям,
которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение,
замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. "Жили-были дед и..." -
"Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем
можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" -
"Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."
После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а
подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать сказку полностью.
Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью
игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его
побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех
персонажей.
Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой.
Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает
радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в
свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их
сказочной историей.
Пересказ по картинке
Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить.
«Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно
нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие
события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток
вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и
потом обсудить его «картинку к тексту».
Сюжетные рассказы –
описываем игрушки
Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее
другого побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку
внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные
особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям
(пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит
детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их
признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.
Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих
кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они
похожи и чем различаются.
Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших
сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих
наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка,
ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого
она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца
придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И
не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он
упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания,
предлагайте придумать самостоятельный рассказ.
«Антонимы в сказках и
фильмах»
Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет
произносить название – антоним, а дети должны будут угадать истинное название –
антоним, а ребёнок должен будет угадать истинное название сказки.
Примеры заданий:
«Зелёный платочек» – «Красная шапочка», «Мышь в лаптях» – «Кот в сапогах»,
«Рассказ о простой курочке» – «Сказка о золотой рыбке», «Знайка в Лунной
деревне» – «Незнайка в Солнечном городе», «Бэби – короткий носок» – «Пэппи –
длинный чулок», «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» – «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях», «Один из Молоково» – «Трое из Простоквашино»,
«Крестьянка под тыквой» – «Принцесса на горошине»
«Деревянный замочек» – «Золотой ключик».
Пересказ по картинке
Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить.
«Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно
нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие
события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток
вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и
потом обсудить его «картинку к тексту».
Рассказ о событии
Дети могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый
побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, в парк, на новогоднюю елку,
что он видел интересного на прогулке в лесу. Перед ребенком четко ставится
задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно
использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом
ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому
опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и
эмоциональным. Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к
самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже
после 5 лет. Ребенок начинает все более ярко и образно рассказывать о событиях,
случившихся с ним, он сможет четко и ясно формулировать свои эмоции. Расширив
словарный запас, малыш легко будет находить слова, чтобы описать эмоции и
чувства. Любой рассказ о происшедшем событии базируется на двух важных
аспектах. Первое, наше внимание выборочно и второе, у всех свои жизненные
ценности. Поэтому, когда ваш ребенок приходит из гостей, не ждите от него
подробного пересказа: «Кто был, что ели, кто что подарил». В ответ вы услышите:
«Какая машинка была у Пети, и какие фантики у Насти». Для ребенка важны
игрушки, а не «сколько сортов колбасы было на столе». Малыш живет в «своих
ценностях» и в своем ритме, «здесь он посмотрел, сбегал туда, схватил пирожок»
и поэтому от него подробный отчет, «что было сначала, что потом и кто что
делал», не ждите. Но, если у ребенка есть наработанная база по пересказу
художественных произведений, то на вашу просьбу: «Я не была в гостях у твоего
друга, расскажи мне, пожалуйста, так, чтобы я могла представить, как там все
было», вы получите достаточно внятный рассказ.
Чтение
Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка.
Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам.
Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и
встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о
природе, о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих
классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и
богатство русского языка, его мелодику.
Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу,
приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит
предложения с использованием новых слов и понятий.
Обсуждаем прочитанное
Если раньше вы читали малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то
теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут –
говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального
развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в
сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы
более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло
произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»
Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает
свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог
заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша
высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке.
По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее
поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное
описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты
бы смог перейти через бушующую реку?» Чтение – это диалог между книгой и
ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это
повод поговорить, обсудить, поразмышлять.
Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше
наслаждение чтением передастся ребенку.
Пересказ содержания
своими словами
Часто встречаемое
задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую
пугается, и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем
точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв
авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив
ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное,
увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать
то, что его окружает, то, что он видит.
Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может
грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать,
уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже
знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет
заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте,
«разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.02.2020
Дата обновления: 10.02.2020
Дата публикации: 14.02.2020