14.04.2020
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей и для взрослых.
Это веселые упражнения для пальчиков и ручек,инсценировка с их помощью стихов, сказок, историй. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Они эмоциональны, увлекательны, а также полезны для общего развития:
• Способствуют развитию речи. Сочетание движений рук и проговаривание стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой.
• Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
• Пальчиковые игры способствуют развитию творческого воображения, ведь руками можно «рассказывать» целые истории.
• Активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями.
• Помогают формировать элементарные математические представления.
• Учат концентрировать внимание, правильно его распределять.
• Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запомнить и положение пальцев и последовательность движений и просто стихи.
• Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения.
Примеры пальчиковых игр и занятий с малышами.
1. Самые первые пальчиковые игры можно начинать с ребенком, как только он научится сжимать в ручках предметы. Дайте ему красивую игрушку-пищалку, и пусть сжимает ее пальчиками или ладошкой.
2. Вместе с малышом можно перебирать пальчиками различные мелкие предметы, например, пуговицы, бусинки, еловые шишки, желуди, каштаны, рябину. Только следите внимательно, чтобы мелкие детали не попали малышу в рот.
3. Зерно, крупа и семена так же отлично развивают мелкую моторику и могут стать главными героями пальчиковой игры. Возьмите противень, насыпьте на него, к примеру, пшено и рисуйте пальчиками. Пусть малыш пробует собрать пшено в кулачок и насыплет «горочку» из пшена.
4. Еще очень интересна и полезна для развития внимания и моторики пальчиковая игра для малышей чуть постарше. Нужно смешать белую и темную фасоль и попросить малыша отделить ее в разные «домики». Белую фасоль –в белый домик, темную фасоль в темный домик. Пусть малыш поскорее поможет им добраться до дому.
5. Лепка аппликации из пластилина, рисование пальчиками также способствуют развитию мелкой моторики. Если ребенок еще совсем маленький, то можно приобрести специальные пальчиковые краски.
6. Игры с пальчиками с проговариванием слов, поочередным перебиранием пальчиков:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный, и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья –
Друг без друга им нельзя.
В это время можно посчитать все пальчики, слегка помять, сделав своего рода зарядку для каждого пальчика в отдельности.
7. Пальчиковый театр поможет не только развивать мелкую моторику, умением управлять пальчиками, но и будет способствовать развитию речи, памяти, воображения. Поддержите интерес ребенка.
8. Имитационные игры с пальчиками. Мы учимся показывать пальчиками как ходит человечек: на левую ладошку ставим указательный и средний пальчики и поочередно их переставляем – изображаем как ходит человек. Показываем, как плавает рыбка: соединяем ладошки вместе, прижимаем подушечки пальчиков друг к другу и пытаемся сделать волну руками. Показываем, как дрожат ушки у зайки: приставляем к головке выпрямленные ладошки, а затем слегка сгибаем кончики пальчиков, затем снова их выпрямляем.
9. Действия с предметами быта также способствуют развитию мелкой моторики и помогают ребенку быть самостоятельным в самообслуживании. Развязывание и завязывание различных узелков, не тугих, которые легко поддадутся детским пальчикам. Самостоятельное расстегивание и застегивание пуговицы, кнопки и липучки на одежде.
10. Игры с прищепками. Такие игры тоже отлично развивают мелкую моторику. Пальчики малыша усердно работают над сжатием прищепки, маленькие дети очень любят такие занятия.
Во время занятия с ребенком важно одобрение и поощрение со стороны взрослого.
Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет
Непоседа
Пальчик, пальчик, непоседа Ритмично сгибать и разгибать большой палец
Где ты бегал с кем обедал? правой руки
Я с мизинцем ел калинку Большой палец соприкасается с мизинцем
С безымянным ел малинку Большой палец соприкасается с безымянным
Ел со средним землянику Большой палец соприкасается со средним
С указательным клубнику Большой палец соприкасается с указательным
Мама
Мама, Мама Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.
Мизинцы 4 раза ударяют друг о друга.
Что, что, что? 3 раза ударяют друг о друга указательные
пальцы.
Гости едут, ну и что? 4раза ударяют друг о друга мизинцы
Здрасьте, здрасьте Безымянный и средний дважды
перекрещиваются с теми же пальцами другой руки
Чмок, чмок, чмок, Безымянный и средний «целуются»
Здрасьте, здрасьте, Движения повторяются
Чмок, чмок, чмок!
Мальчик-с-пальчик
Пальцы обеих рук спрятаны в кулачок
Мальчик-с-пальчик, Ритмично согнуть большой палец
Где ты был? Левой руки 4 раза
-Долго по лесу бродил! Ритмично согнуть большой палец
Встретил белочку, синичку, Большой палец правой руки
Касается указательного, среднего пальцев правой руки
Встретил лося и лисичку. Большой палец касается безымянного, мизинца
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил Пальчики поочередно кланяются.
Солим капусту
Мы капусту рубим, рубим (рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём (трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим (точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём (прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём (поглаживающие движения)
Кулачок
Этот пальчик маленький, (загнуть мизинец)
Этот пальчик слабенький, (загнуть безымянный палец)
Этот пальчик длинный, (загнуть средний палец)
Этот пальчик сильный, (загнуть указательный палец)
Ну а это толстячок, (загнуть большой палец)
А все вместе - кулачок! (покрутить кулачком)
Пальчиковая игра от Н. Радченко
Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)
Потянулись (напрячь, развести пальцы)
И встряхнулись (встряхнуть кисти,
Крепко-крепко обнялись, (имитация рукопожатия,
За работу принялись. ("закатываем рукава")
Налепили куличей, (ладошки "лепят" пирожки)
Стали звать к себе гостей, (приглашающие движения кистями рук)
Заиграли на рояле (имитация игры не клавишах)
И весь день протанцевали. (ручки "танцуют")
Медузы
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу. (Ладони рук прижаты друг к другу)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!
(Ладони отрываем друг от друга, при этом кончики пальцев продолжают соприкасаться).
Тесто
Тесто мы месили, (Делаем вид, будто месим тесто)
Мы пирог лепили, (Лепим пирожки)
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (Хлопаем в ладоши)
Слепим мы большой пирог! (Показываем большой пирог)
Котятки
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки: (имитируем все указанные в стихотворении движения)
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так!
Пальчики
Под этот стишок можно загибать по очереди пальчики малыша или же перебирать их, слегка массируя:
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья!