14.06.2022
Рекомендации учителя-логопеда на летний период
для воспитанников 3 – 5 лет
Лето для детей – это долгожданная пора. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение!
Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
• Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
• Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);
• Надувать воздушные шарики;
• Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
• Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
• Дуть на детские флюгера;
• Поиграть в «Дудочку»;
• Подуть на травинки, цветочек, на насекомое и т. д.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
• Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
• Собирать, перебирать ягоды;
• Помогать взрослому полоть грядки;
• Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
• Играть с глиной, мокрым песком;
• Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
• Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты;
• Массаж и самомассаж с природным и бросовым материалом (карандаш, лист бумаги, палочки, шишечки, гладкие камни и т. п., с коррекционным шариком Су – Джок и разного размера массажными мячиками и т. д.
В дождливые дни можно:
• Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
• Перебирать крупы;
• Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
• Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
• Вышивать (крупным крестиком);
• Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
• Плести из бисера;
• Лепить из пластилина, пластика, теста;
• Выкладывать предметы и крупы, абрикосовых) косточек, семечек, палочек, крышечек от бутылочек, пробок и т. п.
Очень важно развивать мышцы речевого аппарата
• Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
• Жевать сырые овощи (репку, морковь, горох, бобы) и фрукты (яблоки, апельсины);
• Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
• Полоскать рот;
• Жевать боковыми зубами;
• Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
• Лизать мороженное - эскимо и т. д.
И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т. д. Это развивает слуховое внимания. Например:
• Подбирать определения ( Какие бывают собаки: большие, служебные);
• Узнавать предметы по описанию (зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
• Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет);
• «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
• «А если бы» ( помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка.»);
• Переделать известную сказку;
• Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
• Придумать продолжение сказки;
• «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
• Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
• Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» ( на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка;
• «Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.
• «Доскажи словечко» - взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово;
• Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
- какими словами, красками можно описать время года;
- назови слово-предмет, слово-действие, слово-цвет, только весёлые слова;
- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных) : яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
- что он может делать (назови как можно больше глаголов) : цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т. д.
• Игра «Если бы, да кабы…». Ребёнку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….
Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….
Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…
Если бы я был мандарином, то я бы, потому что…;
• «Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в болезни, а что плохого?
Что хорошего в дождике, а что плохого?
• Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро, середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
• Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Ориентировка в пространстве
Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» - размещение предметов в пространстве:
положи мяч под стол, а книгу на стол;
посади куклу справа от мишки, но слева от кубика;
спрячь куклу за шкаф.
Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под,машина над). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из - под стола).
Чтение
• Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.
• Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены успехами вашего ребенка.
Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк. Солнечного вам лета и приятных впечатлений!
Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.06.2022
Дата обновления: 13.06.2022
Дата публикации: 14.06.2022