25.09.2022
Что-же
все-таки такое артикуляционная гимнастика? Это комплекс упражнений, который
применяется с целью формирования у детей нормального звукопроизношения,
укрепления мышц артикуляционного аппарата, развития силы и подвижности органов,
участвующих в речевом процессе.
К органам артикуляционного аппарата относятся мышцы глотки, язык, мягкое и твердое
небо, губы и щеки, нижняя челюсть, а также зубы. Заниматься с ребенком могут родители
в домашних условиях.
Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо
развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также
для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного
звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как
можно раньше.
Сегодня я остановлюсь на значении и организации артикуляционной гимнастики
в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Артикуляционная
гимнастика проводится:
- в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
- с родителями дома.
Причины,
по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и
упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться
говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть
свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут
уже подготовлены.
3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек
и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них
тоже есть специальные упражнения на переключения.
Систематичное
выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
• подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению
произношения звуков;
• быстрее преодолеть речевые дефекты;
• привести тонус мышц губ, щек и языка в норму.
1.
Правила проведения упражнений дома.
Существует
несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной
гимнастики дома:
• заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;
• все упражнения проводятся перед зеркалом;
• все упражнения проводятся в виде игры;
• сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в
день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;
• для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы,
которые вам предоставит логопед.
Артикуляционная гимнастика состоит из статических и динамических
упражнений.
Статические
упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном
положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.
Динамические
упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и
координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных
повторений определенных положений языка и губ.
Далее следуют упражнения, необходимые для правильного произнесения
определенных звуков. Это может быть группа свистящих, группа шипящих звуков,
звуков р, л. В зависимости от того, какая группа звуков у ребенка нарушена.
2.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны
выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать,
что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он
правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно
или крайне затруднительно для ребёнка. Расскажите о предстоящем упражнении,
используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения. Сейчас мы
попробуем их выполнить.
Рекомендую
1. «Веселая артикуляционная гимнастика» Н. А. Нищевой. Это пособие
считается одним из самых востребованных у логопедов и родителей. Здесь
представлены артикуляционные упражнения с подробным описанием действий,
наглядное изображение положений губ и языка, а также стихотворения и
иллюстрации по теме упражнения. Детям наверняка понравится выполнять
артикуляционную гимнастику в компании книжных щенка, слоненка или бегемотика.
2. Артикуляционная гимнастика в стихах. Существуют стихотворения для
занятий артикуляционной гимнастикой. Они помогают разнообразить артикуляционные
комплексы и привлекают внимание ребенка. Также стоит найти историю о Язычке, с
которым происходят приключения. Например, один из вариантов есть в книге
Анищенковой Е. С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников:
пособие для родителей и педагогов». Малышам будет интересно «помогать» Язычку
скакать на лошадке или стучать молоточком по заборчику.
3.
Заключение.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного
эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и
обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать
специальную тематическую литературу, которая сделает ваши занятия интереснее,
веселее.
ПОМНИТЕ! Артикуляционная
гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному
произношению, но не сможет заменить собой специалиста логопеда.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.09.2022
Дата обновления: 25.09.2022
Дата публикации: 25.09.2022