07.11.2022
Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного
обучения?
Звуковой анализ –
разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового
анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально,
ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону
фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих. Например,
взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает:
«апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»
Для чего нам нужен звуковой анализ?
Мы с Вами используем его
каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
В дальнейшем при
обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ
устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы
(звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма
ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания
происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа.
Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут
писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Звуковой синтез –
соединение звуков в слова.
Звуковой синтез лежит в
основе процесса чтения. Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв,
отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили
реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа
звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза
ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос
взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок
отвечает РОМА.
При нарушении формирования
звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука
произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы
и т.д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не
объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. Но большинство детей
без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них
нарушения нормального речевого развития.
Дети с проблемами в
речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем
более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены
в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности
определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Для чтения детей, у
которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения,
характерны:
-трудности слияния звуков
в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких
согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих
(каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);
-искажение слоговой
структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная,
вынула вместо вытянула),
-грамматические ошибки
(лодку перевернулась, с двумя друзьям),
-побуквенное чтение
(К,А,Ш,А),
-нарушение понимания
прочитанного,
-слишком медленный темп
чтения,
-«угадывающее чтение».
Фонематическое восприятие
– способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в
устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы
воспроизводить их на письме.
Я предлагаю вспомнить основные
понятия, чаще используемые в работе с детьми, чтобы вы смогли всегда помочь
своему ребенку если возникнут трудности.
Все, что мы говорим,
читаем, пишем - Речь.
Речь бывает: устная и
письменная.
Состоит наша речь из
предложений.
Что такое предложения?
(слова связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из
слов.
Слова состоят из слогов.
Слоги состоят из звуков.
Какие бывают звуки?
(гласные, согласные)
В каждом слове слышим
звуки.
ПАМЯТКА О ЗВУКАХ.
Гласные звуки –
это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей
не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют
(голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию.
Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых
воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или
зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки могут
быть мягкими или твёрдыми.
Мягкий согласный звук мы
обозначаем зеленым цветом.
Твердый согласный звук- синим цветом.
Звуки на письме
обозначаем буквами.
Чем отличаются звуки от
букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)
!!! Показывая буквы, надо
произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта
буква обозначает.
Например, звук [м] мы
произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем
случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.)
В
процессе формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевыми
нарушениями на помощь приходят игры, о которых я расскажу во 2 части.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.11.2022
Дата обновления: 07.11.2022
Дата публикации: 07.11.2022