02.04.2023
Речь – явление
социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и
правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности
ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания,
расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами
общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.
Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения
грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Бытует мнение,
что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи
взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это
ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь дошкольника. Очень
важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на
примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить
правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не
«съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то
до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи»
вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за
правильностью постановки ударения, например, «баловАться», а не «бАловаться»,
«свёкла» а не «свеклА». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для
ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение.
Важно, чтобы
взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи
почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей
зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные
навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого.
Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество
ошибок при письме и чтении.
Но нельзя
сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т.к. развитие
речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь
составной частью.
Целью домашних
занятий является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были
приобретены ребенком на логопедических занятиях, но и общее развитие речи,
психических функций и расширения кругозора.
Обогащение
пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически
правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать
ежедневно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.03.2023
Дата обновления: 02.04.2023
Дата публикации: 02.04.2023