Роль семьи в подготовке детей к школе
07.09.2019
«Роль семьи в подготовке детей к школе»
«От
того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в
его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Подготовка детей к школьному обучению
является одной из наиболее актуальных проблем в ДОУ, так как с каждым годом
усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных
образовательных учреждениях. Практика показывает, что для многих детей, которые
по тем или иным причинам не получили полноценного развития в раннем и
дошкольном детстве, поступление в школу может оказаться сложным
испытанием. Поэтому для обеспечения легкого безболезненного перехода детей
из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования
учебной деятельности, коллектив нашего ДОУ старается создать условия для
максимального развития интеллектуально-творческой личности каждого ребенка,
готовой к принятию новой социальной роли, статуса ученика. Но успешное
осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве
от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с
момента рождения и на всю жизнь.
Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом,
так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего
усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним,
разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку.
Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка
не только в вопросах воспитания, но и в обучении.
И, наконец, родители должны стараться, чтобы
ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
Согласно статье 18 Закона РФ «Об
образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит
родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги
дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.
Сегодня перед нашим детским садом, как и перед
большинством детских садов, стоит сложная задача – привлечь родителей к
педагогическому взаимодействию с ребёнком. И при этом избежать
заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции
потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим
другом и авторитетным наставником в преддверии школы. Папам и мамам
необходимо объяснить, что детский сад – помощник в воспитании и развитии
ребёнка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов
и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Мы же со своей
стороны делаем всё необходимое, чтобы учитывать интересы семьи в вопросах
подготовки детей к школе. Неформальное, тесное взаимодействие родителей и
воспитателей обеспечивают нашим малышам двойную защиту, эмоциональный комфорт,
интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома.
Но немаловажным является тот факт, что воспитатели
не всегда будут рядом с малышом. На пороге школы они с грустью
попрощаются с ними и следующий, ответственный отрезок пути своего детства
ребёнок пройдёт со своими родителями и учителем начальной школы.
Поступление ребёнка в школу внесёт в его жизнь много перемен.
Вместо семьи, близких людей и друзей – толпа чужих, с которыми пока ничто
не связывает. Вместо ласки, участия, снисхождения и общих интересов –
дисциплина. Появится круг обязанностей и личная ответственность за
всякие упущения: неисполнительность, невнимание, рассеянность и пр.
Родители часто спрашивают у воспитателя:
“Сколько времени требуется, чтобы подготовить ребенка к школе?” Много —
несколько лет, ведь подготовка к школе продолжается в течение всего
периода дошкольного детства. Конечно, задач, и весьма сложных, перед
родителями очень много. Но для тех, кто задумался над ними вовремя, эти
воспитательные проблемы могут решаться без особых затрат дополнительного
времени — в повседневной жизни, день за днем, в обычном общении с ребенком.
Каждый из родителей, готовя своего ребёнка
к школе, считает, что он готов к обучению. Но каждый из них оценивает
ребёнка, исходя из своих, субъективных показателей. Для одного родителя это
умение ребёнка читать, писать и считать; для другого – сообразительность,
способность быстро решать мыслительные задачи, умение логически мыслить, для
третьего – способность сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по
определённой инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвёртого –
коммуникабельность ребёнка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных
качеств, ручной умелости.
Практика нашей работы ещё не достигла уровня, когда
ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика
детского сада за школьную парту. Мы уверены, что в
преддверии школьной жизни каждого ребёнка так важна компетентность
родителей в этом вопросе, положительный опыт эмоциональных семейных связей,
характер внутрисемейных отношений. Особое внимание при подготовке к
школе обращают на режимные моменты. Режим нужен не только для укрепления
здоровья дошкольников: твердый распорядок организует
деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое
будущему школьнику чувство времени. Важно так организовать жизнь детей в
семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности,
которая порождает лень.
Школа предъявляет
первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный
труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходится подолгу
находиться без движения. Организуя режим для ребенка, родители могут
успешно подготовить его к обучению в школе. Для детей правильно
организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и
успешной учебы.
Режим – это рациональное и четкое чередование сна,
еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток.
Известно, что в нравственном
воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной
благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных
связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви,
заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка
в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке
родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее
полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем
вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к
нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что
он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение
защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность
собственного «Я». Все это делает его открытым добру,
положительным влиянием.
Дети, у которых к началу обучения
в школе не развита способность активно действовать для достижения
цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи,
проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать
себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной
работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости,
недисциплинированности.
Анализируя поступки ребят в детском саду, в
домашней обстановке, можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворению
в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с
устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном
случае принято говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои
поступки, действия соотносят (в разной степени) с интересами,
желаниями окружающих людей – сверстников, взрослых и т. д. В таком случае можно
говорить о первых проявлениях коллективистической направленности.
В воспитании
у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать
игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам
игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.
Игра – одно из наиболее эффективных
средств нравственного воспитания дошкольника в семье.
Игра ребенка имеет свои особенности.
Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между
членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим
членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между
членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми,
переносятся им в игру.
Очень часто родители заботятся о том, чтобы
накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных и дорогих. Этим они
думают доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в
этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят
их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному
творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.
Интерес к познанию неизвестного, развитые мышление
и речь, творческий подход к окружающему – эти качества не менее важны, чем
умение читать и писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.
Необходимо давать ребенку возможность
проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя
забывать, что ребенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение
в школе будет успешнее, если родителям удастся создать у него уверенность
в себе, в своих силах. А для этого главное – отмечать его достижения и не«нажимать» на недостатки;
хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.
Под психологической готовностью
к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень
психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы
в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность
ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов
психического развития в период дошкольного детства.
Готовность к школе подразумевает наличие
определенных компонентов:
развитие всех видов
деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной,
конструктивной, обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних
сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческих
возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного
поведения. Поэтому первоочередной заботой родителей должно быть всестороннее
развитие ребенка с помощью специальных занятий, т. е. обучение, которое
организовывают в семье мамы и папы. Но такое обучение должно быть
педагогически верно организовано, чтобы обеспечить подлинное развитие и
надлежащий темп. Обучение должно быть развивающим, т. е. основываться на учете
возрастных особенностей развития, на формировании и использовании присущих
именно данному возрасту видов деятельности с опорой на познавательные
возможности ребенка. Большое значение имеют также посильность выдвигаемых перед
ребенком практических и познавательных задач и последовательность их
предъявления, правильный выбор дидактических игр, приемов и средств обогащения
трудового и нравственного опыта; обращение к таким источникам информации, как
детская литература, кино, театр, радио, телевидение, ИЗО и др.
Знания, умения, навыки, которыми необходимо владеть
ребенку, должны даваться ему не в разрозненном виде, а в определенной системе.
Одной
из основных задач подготовки детей к школьному обучению является
воспитание у них готовности к труду. Ведь и успешность обучения во многом будет
зависеть от того, насколько ребенок приучен трудиться. Воспитаны ли у него
личностные качества, позволяющие ему результативно справляться с учебными
заданиями. Трудовое воспитание начинается в семье. Раньше всего ребенок
воспринимает общую трудовую атмосферу семьи. Трудовое воспитание обязательно
должно сочетаться с обучением. Во время труда ребенок еще и общается со
взрослыми. Поэтому не менее важен и сам процесс словесного описания
производимых действий, отчет о проделанной работе. При этом обогащается речь
ребенка; он учится обосновывать свои рассуждения, трудовые действия становятся
доступными осмыслению и анализу. Таким образом, родители должны понимать, что
основное значение в подготовке ребенка к школе имеет его собственная
деятельность.
К концу дошкольного возраста ребенок уже
представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую
принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже
ориентируется в семейно
-
родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками:
имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть
непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В
качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает
преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К
концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная
готовность к учению в школе.
От нас, взрослых, зависит успешность ребенка
в школе и помощь в комфортном переходе
от дошкольного детства к обучению должны предложить ребенку самые
близкие люди - его родители.
Мы искренне надеемся, что совместная деятельность
пап и мам с детьми на протяжении всего детства, как в детском саду, так и
в школе, позволит родителям добиться высоких результатов в воспитании и
развитии своих детей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.09.2019
Дата обновления: 07.09.2019
Дата публикации: 07.09.2019