Рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период. «Проводим лето с пользой!» 2 часть
17.06.2025
Уважаемые родители!
Летние каникулы самое
подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы
на весь год.
В этом учебном году
была проделана большая работа по преодолению нарушения звукопроизношения.
У всех детей появились в речи звуки, ранее им недоступные. Весь учебный
год велась работа над обогащением словарного запаса, развитием связной речи,
фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и
самоконтроля. За учебный год разучили большое количество стихотворений,
скороговорок, чистоговорок, прочитали и пересказали множество текстов. Была
проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в
произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме.
Впереди лето – пора
отпусков, детского отдыха. Родителям детей, которые занимались с
логопедом, и летом нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что
сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные
уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период
могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Летом ребенок получает
много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность
возрастает. Этот период можно использовать для закрепления пройденного
материала. И не надо это делать в форме занятия. Игра, только игра! Если вашему
ребёнку продлили срок пребывания в речевой группе и логопед дал вам на лето
задание, чтобы восполнить какие-то пробелы в усвоении материала, то это уже
половина дела. Дети, которые выпущены из логопедической группы в школу, тоже
могут нуждаться в закреплении поставленных звуков, грамматических форм,
слоговой структуры, развитии связной речи, её выразительности, фонематического
анализа и синтеза, мелкой и общей моторики, развитии дыхания, навыков чтения,
письма, счёта. Но заранее подумайте, где и в какое время можно с ребенком это
делать. Отдыхая вместе у вас образуется больше время для общения. И тогда вы
заметите, чем можно обогатить знания, умения, навыки вашего ребёнка. Всё время
подводите его к той цели, которую вы поставили.
Перед тем, как дети
уйдут на каникулы, мне бы хотелось дать некоторые рекомендации. Звуки
поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко
может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Не спешите
выбрасывать домашнюю логопедическую тетрадь — в ней есть скороговорки и стихи,
которые можно повторять летом.
Лето — время отдыха,
но не стоит забывать и о книгах. Пусть ребёнок прочитает вслух вам рассказ
и не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев,
выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная
речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет
богаче.
Во время прогулок,
поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у
ребёнка в спонтанной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если
вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать
новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании,
например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование
прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с
ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте
слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру
общения.
Можно предложить ребёнку
игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
· Обдувать одуванчики
несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
· Пускать мыльные пузыри
через соломинку (разводить детский шампунь)
· Надувать воздушные шарики;
· Стараться надувать надувные
игрушки, круги, мячи;
· Учиться плавать, выдыхая в
воду, нырять;
· Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики
способствуют следующие действия:
· Самообслуживание (молнии,
кнопки, пуговицы, шнурки);
· Собирать, перебирать ягоды;
· Помогать взрослому полоть
грядки;
· Выкладывать рисунки из
камней (шишек, спичек, круп);
· Играть с глиной, мокрым
песком;
· Играть с мячами и мячиками
(бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:
· Собирать мозаики,
конструкторы, пазлы;
· Перебирать крупы;
· Раскрашивать раскраски
цветными карандашами;
· Складывать простые игрушки
из бумаги (оригами);
· Вышивать (крупным
крестиком);
· Завинчивать гайки
(игрушечные и настоящие);
· Плести из бисера;
· Лепить из пластилина,
пластика, теста.
Очень важно продолжать
развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
· Жевать мясо (а не только
сосиски и котлеты);
· Жевать сырые овощи
(морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
· Лизать языком с блюдца
варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
· Полоскать рот;
· Жевать боковыми зубами;
· Сосать сухарики из хлеба,
булки (солёные);
· Лизать эскимо.
И в любое время можно
поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического
строя речи, связной речи.
· Скажи наоборот
(высокий-низкий)
· Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы,
5 рыб)
· Скажи ласково (птица –
птичка, ковер – коврик)
· Один – много (стул –
стулья, много стульев; дом – много домов)
· Словообразование (напр.:
стол из дерева – какой? – деревянный)
· Подбирать определения
(Какие бывают собаки: большие, служебные …);
· Игра «Угадай, что я вижу»
(по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что
это? Берёза);
· Назвать слова с
определённым слогом, звуком;
· Составлять предложения с
заданными словами;
· «А если бы» (помечтать на
тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
Играем, развивая
фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста:
· Повтори за мной ( слоговые
дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д);
· Назови первый (последний)
звук в слове;
· Где спрятался звук - в
начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;
Уделяйте своему ребенку больше внимания,
чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парки.
Желаю вам приятного отдыха и огромных
успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.06.2025
Дата обновления: 17.06.2025
Дата публикации: 17.06.2025