"Развитие мелкой моторики у детей 4 – 5 лет»
22.10.2025
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направлена на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Чем старше становится ребенок, тем большую роль приобретает влияние мелких пальцев рук на формирование его психических процессов. Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Так, например, ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удается изолировать движения пальцев, – говорящие дети. Если напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети – неговорящие. До тех пор, пока движения не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления замедленное, так мышление тесно связано с речью и зависит от нее. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит еще и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют
клетки коры головного мозга,
«отвечающие» за формирование речи ребенка.
На четвёртом году жизни ребёнок
учится застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, пряжки и т.д. На пятом году
– совершенствуются ранее приобретённые умения, появляются новые интересы.
Ручные умения приучают ребёнка преодолевать трудности, развивают его волю и
познавательные интересы. Привлекательным занятием становится рисование по трафаретам цифр и букв. Это шаг к освоению «грамоты» и подготовке руки к
письму.
Для подготовки руки к письму детей 4–5 лет можно использовать:
·
пальчиковую гимнастику (упражнения развивают их ловкость, подвижность);
·
игры и действия с предметами (для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре);
·
графические упражнения (игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память);
тактильное письмо: написание букв или цифр на песке, манке (развивает тактильные коммуникации, память и воображение);
·
«шершавый» алфавит (проводя пальцами по контуру букв, ребёнок получает специфические тактильные ощущения, которые откладываются в памяти);
·
игра на музыкальных инструментах;
Очень полезны лепка, рисование,
штриховка, работа с конструктором, мозаикой, игры с песком, крупами, бусинами. Игры
для развития мелкой моторики рук: «Найди сюрприз», «Зашнуруй ботинок», «Тир», «Бусы»,
«Поймай мячик», «Рисуем ножницами», пальчиковая гимнастика и др.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.10.2025
Дата обновления: 22.10.2025
Дата публикации: 22.10.2025