«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
30.10.2025
Понятие «формирование математических
способностей» состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о
пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для
познавательного развития ребенка.
Формированию у детей математических представлений
способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактическая игра
– одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра
является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная
игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют
интерес к игре, ее правилам и действиям.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней
отчетливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является
дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного
действия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее
результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющего багажа и
умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они
определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют
поведение детей. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые
совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют
интерес к дидактической игре. Пятый элемент – результат. Показатель уровня
достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности,
взаимоотношений.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у
детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно,
развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что
учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях,
пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей
дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба,
игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для
дошкольников – способ познания окружающего мира. В отличие от других видов
деятельности игра содержит цель – развитие детей, усвоение ими определенных
знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
При использовании
дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал,
который способствует тому, что игры проходят в веселой, занимательной и
доступной форме.
1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй
башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов
(величина, форма, цвет).
2. Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в
вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся
группировать, соотносить предметы по цвету.
- на закрепление формы предмета: «Какой это формы? », «Круг, Квадрат»,
«Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся
различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в
соответствующие для них отверстия.
- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч
больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать,
группировать предметы по величине.
3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна»,
«Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей различать,
группировать, чередовать предметы по цвету, величине.
Игры на развитие
внимания:
Игра «Что изменилось?» Игра проводится с игрушками, они
меняются местами, а ребёнок говорит, что изменилось, начиная с трёх предметов в
средней группе и постепенно увеличивая до 10 в подготовительной группе.
Счет:
«Назови число» или «Назови соседей» Взрослый бросает мяч
и называет любое число, например 4. Ребёнок должен поймать мяч и назвать
соседей (3, 5).
Величина:
Игра «Что, кто больше?» Ребёнок по памяти сравнивает некоторые
знакомые предметы. (Машина-автобус, котёнок- кошка и др.) Здесь можно
использовать игры с мячом. «Что бывает высоким, низким, далёким, близким,
широким и т. д»)
Измерение:
Во время приготовления обеда можно спросить ребёнка, где больше воды в
кастрюле или в чайнике, чашке или стакане и т. д.
Геометрические фигуры:
Составление геометрических фигур из ниток и счетных палочек
-составить квадрат. Треугольник маленького размера
- составь маленький квадрат, затем большой квадрат
- составь прямоугольник
- составь из ниток фигуры: круг, овал, квадрат и т. д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.11.2025
Дата обновления: 09.11.2025
Дата публикации: 30.10.2025