04.02.2021
1.Рисуем музыку.
Включайте классическую музыку и слушайте вместе с ребенком. Спросите ребенка, как ему кажется, про что эта музыка. О чем думал музыкант, когда писал или играл ее.
Ставьте композицию на повтор и рисуйте.
Всё, что приходит в голову, когда слышите эту музыку. Вы – на своем листочке, ребенок – на своем.
Чем полезна эта игра? Она развивает эмоциональную сферу (ребенок учится слышать настроение), фантазию, воображение, усидчивость, внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику.
Рекомендую брать для этой игры композиции из детских альбомов классиков. Интересно слушать разные по настроению и ритму мелодии. К примеру, «Баба Яга» и «Мама» П.И.Чайковского. Под них рождаются совсем разные образы (лучше не сообщать ребенку названий, чтобы он мог пофантазировать, услышать что-то свое).
2.Играем вместе.
Эта игра для компании детей, взрослых, для всей семьи. И для нее понадобятся музыкальные инструменты. Подойдут как раз те, с которыми играет ребенок: ксилофон, маракасы, барабан, ложки, губная гармошка и т.д.
Каждый участник игры выбирает себе по инструменту, и все начинают играть.
Первый этап: все играют вместе, оркестром.
Второй: по очереди, по часовой стрелке (будет удобно, если вы сядете в круг на полу).
Третий: играют только те, кого называет ведущий, остальные – ждут (называть можно как одного человека, так и сразу двоих, троих).
Заканчивается игра тем, что ведущий называет всех присутствующих, и все снова играют вместе, оркестром.
Чем полезна эта игра? Кроме того, что она веселая и семейная (а что может быть лучше), она учит потерпеть, ждать своей очереди. Ребенок учится «молчать», пока «звучит» другой, проявлять уважение к «звучанию» другого и сам при этом встречается с тем же: все молчат, когда он играет. Это бывает очень полезно в формирующейся группе на детских занятиях. Я замечала, что после этой игры детям становится проще потерпеть, пока другой договорит.
3. Танцуй так же, как я»
Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребенка, точно их повторить. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент усиливается, если вы заранее объявляете, кто танцует. Например, Баба – Яга, Золушка, или другой персонаж или зверь. Ребёнок становится старше, и круг танцующих персонажей всё более расширяется. Тогда вы или дети оценивайте, кто станцевал лучше, и кто становится №заказчиком».
Чем полезна эта игра? Игра помогает развитию координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение.
4.«Сыграй, как…»
Возвращаемся к инструментам. И фантазируем. Игра заключается в том, чтобы сыграть как…
Как шумит дождь…
Как принцесса собирается на день рожденья принца…
Как садится солнышко…
Как больно малышу, когда у него растут зубки…
Как радостно, когда Дед Мороз приносит то, что ты у него попросил…
Как обидно было, когда на площадке кто-то толкнул…
Как ложится спать уставший мальчик… И т.д.
Чем полезна эта игра? Во-первых, игра позволит вам много про своего ребенка узнать. Какую музыку он играет про поход в детский сад? Бодрую или унылую? Что он сыграет про нового друга? Слушайте – и услышите. Только не превращайтесь в аналитиков – это всего лишь игра.
Также пользу во время игры извлекаем через развитие воображения и фантазии, конечно. Это ж все нужно представить и придумать, как сыграть.
Эмоциональное развитие – если вы просите сыграть на тему чувств, как в приведенных мною примерах. Тут есть еще и возможность прожить какие-то чувства, отреагировать. А вам – разделить, при помощи своего инструмента.
5. Прогулка карандаша.
Вооружаемся карандашом и включаем музыку. Любую. Отлично подойдет, опять же, композиция из детских альбомов классиков. Быстрая или медленная, веселая или грустная – на ваш выбор. Не надо стараться ребенка искусственно увеселять. Если ему сегодня немного грустно – так и поставьте грустную, дайте ему свое настроение прожить сполна. Есть чудесная музыка про болезнь куклы у того же Чайковского, например (да, это мой любимый композитор).
Музыка играет, а карандаш гуляет по бумаге под музыку. Просто, как будто это и не карандаш. Пусть танцует. Как бы он танцевал под эту музыку, если бы был живым.
Музыка заканчивается, убираем карандаш от листа и смотрим. Всматриваемся. Разглядываем. На что похоже? Задача – что-то «найти». Вы – у себя на бумаге, ребенок – у себя. Что-то нашли – берем карандаши других цветов и дорисовываем найденное.
Чем полезна эта игра? Развитием воображения и фантазии, как вы уже, наверняка, догадались. Ну и, опять же, развитием умения слушать и слышать ритм композиции.
Снова собираемся всей семьей вокруг музыкальных инструментов. Назначаем главного. Он будет дирижером. Все играют, а он – командует. Громче! Тише! Медленнее! Быстрее! И самая любимая детьми команда – Стоп! Дирижеры меняются.
Чем полезна эта игра? Возможностью для ребенка хоть немного побыть главным и поуправлять общим процессом. Отыграть свое желание командовать, диктовать. Получить законную сферу и время, где и когда это можно делать (и все реально слушаются). Если играть регулярно, желание командовать всегда и всюду у ребенка снижается – проверено и замечено.
Вторая сторона этой игры – попробовать себя в новой роли. Бывает, что и дети и взрослые умеют только командовать или только слушаться. А в этой игре можно примерить на себя и то, и другое, посмотреть, где вам комфортнее.
Кстати, есть дети и взрослые, которые категорически отказываются от роли дирижера – и не нужно их уговаривать. Если человек не готов брать на себя столько власти – ничего хорошего для него не будет, если уговорите.
7. Животные Сен-Санса.
Камиль Сен-Санс написал сборник небольших музыкальных произведений под общим названием «Карнавал животных». Отдельная композиция – про отдельного животного. Там у него антилопы, слон, кенгуру, лебедь и т.д.
Найдите картинки со всеми этими животными, или игрушки. Разложите перед ребенком и включайте композиции. Просите ребенка угадать, о ком это сейчас играет музыка. Животных можно также, конечно, изображать.
Чем полезна эта игра? Знакомством с животным миром, настроением и повадками разных животных.
8. Угадай инструмент.
Довольно простая игра. Вы просто просите ребенка отвернуться или закрыть глаза и играете на одном из ваших музыкальных инструментов. Ребенок угадывает, что за инструмент звучит. Чем больше у вас инструментов, тем интереснее игра. Можно использовать и обычные столовые ложки, или пошуршать бумагой, к примеру.
Чем полезна эта игра? Развитием слухового восприятия. Очень рекомендую играть в эту игру, если есть в этой сфере какие-то проблемы. Мы с дочкой играли, например, когда после перенесенного отита она стала хуже слышать. Благодаря этой игре, я проверяла, насколько вернулся к ней ее прежний слух.
Ну и еще, конечно, так ребенок запоминает звучание различных инструментов и их названия.
9. Играем сказку.
Раздаёте всем играющим инструменты и просите помочь рассказать сказку. Рассказываете сказку, а некоторые эпизоды дети вам проигрывают. Например, встретила Красная Шапочка волка, а он какой? Как он зарычал? Дети играют. Потом пошла она по дорожке медленно – как? А волк быстро побежал – как? Получается интерактивная сказка.
Чем полезна эта игра? Развивает фантазию, воображение. Дает ребенку возможность ощутить свою причастность, принадлежность, быть полезным и важным в общем процессе, побыть активным участником, а не просто слушателем.
10. Слушаем сказку.
Сказка о Барабане и Скрипке»
В одном царстве жил Барабан. В этом музыкальном царстве жили самые разные музыкальные инструменты: скрипки, фортепиано, аккордеоны. Но Барабан был одним из самых известных и любимых. Потому что его язык понимали все. Потому что он будил весь город по утрам своей звонкой и чёткой песенкой:
Встало солнце утром рано,
Слышен голос Барабана,
Тра-та-та-та-та-та-та-та.
Открывайте ворота.
Город просыпался, и все говорили: «Как хорошо, что у нас в городе живёт Барабан. Иначе мы могли бы опоздать на работу». Когда Барабан подрос, король этого царства — Рояль взял его на работу. Часовым. Теперь Барабан не только всех будил по утрам, но и охранял королевский дворец. А во время парада солдаты маршировали под его музыку. В этом же царстве у короля была дочь — Скрипка. Как только Барабан увидел Скрипку, так сразу полюбил её. Когда Скрипка проезжала в карете мимо ворот, которые он охранял, Барабан приветствовал её своим стуком. Принцессе Барабан тоже нравился. Однажды она подошла к нему и пропела на самой высокой из своих четырёх струн-«ми».
До, ре, ми, фа, соль, ля,
Завтра бал у короля.
Приходи, ми, фа, соль, ля,
Ждать тебя там буду я!
Барабан надел новый кожаный мундир и пришёл на бал. Когда начались танцы, Скрипка заиграла весёлую музыку на всех своих четырёх струнах, а Барабан ей подыгрывал. Потом заиграли другие инструменты, а они танцевали вместе вальс и ещё больше друг другу понравились. Барабан предложил Скрипке стать его женой. Она согласилась. На свадьбе король Рояль на радостях сыграл «Свадебный марш» Мендельсона. Это была очень весёлая свадьба.
Неплохо, если после заключительных слов сказки вы включите эту популярную музыку Мендельсона. А теперь вопросы ребёнку. Например, такие: Что солдаты делали, когда играл Барабан? Почему жители города любили Барабан? Сколько струн у Скрипки? Как называется самая высокая струна? Какой танец играли Скрипка и Барабан на балу? Как называется музыка, которая прозвучала после свадьбы? Разумеется, вопросы могут быть другими. Как, впрочем, и сказка, которую вы, возможно, сочините лучше нас. Напоминаем, что ответивший на вопрос правильно, продвигает фишку вперёд.
Благодаря подобным сказкам-играм ребёнок не только больше узнает о музыкальных инструментах, композиторах, музыкантах, но и разовьёт такое важное качество — умение сосредотачиваться. Ребёнок может выучить ноты в 3-4 года, что называется, играючи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.04.2020
Дата обновления: 08.02.2021
Дата публикации: 04.02.2021