"Играем в сюжетно-ролевые игры"
10.04.2020
Консультация для
родителей на тему: «Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника».
Дошкольный возраст – самый важный период
развития ребенка. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей
жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду,
вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.
Игра - основной
вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое
развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями.
Только в игре осваиваются правила человеческого общения.
Вне игры не может
быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры
нет воспитания личности, нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет
воспитания личности.
Особое место в
деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это
творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то,
что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок
начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать
действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
В сюжетно-ролевой
игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные
изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии
развитии. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую
психологи считают ведущей деятельностью дошкольника
Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?
От фантазии,
творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье:
кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто станет
доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в
библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций,
встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у
детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.
Сколько времени нужно уделять игре?
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей
для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой
момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше.
Роль родителей в игре
Самое очевидное
влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель
имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок
склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый
получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким
образом, его воспитывая.
Родителям стоит
запомнить три правила, действующие при организации игр: 1. Игра не должна
строиться на принуждении.
2. Игра - творческий
процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
3. Старайтесь, чтобы
игра имела развитие.
Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или
перевести ее в другое русло. Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель
играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет
развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала
необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например,
новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине
открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные
изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы
вовлечёте ребёнка в другую ситуацию. Постоянное присутствие взрослого, когда
ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться
развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно.
Взрослый – это
наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это
могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком,
который непременно - главный герой. Разумно вмешаться взрослому, когда игра
приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите
остановить игру, а лучше вспомните, насколько хорошо вы объяснили своему чаду
понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно, стоит повторить урок, и
предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям следует
повнимательнее приглядеться к "чудищу", в которого превращается
ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких
опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь
контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он
ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите
его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев
наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую
и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей
необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой
интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.
Самые распространённые сюжетные игры
Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в
«семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя требуется
только ее контролировать, а также постараться понять, как он оценивает
родителей и близких, не существуют ли какие-либо проблемы.
Через ролевую игру
ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если их
представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в
шофёров, врачей, полицейских, учителей и т.д.
Сюжетно-ролевую игру
можно провести даже в самом ограниченном пространстве (например, в автомобиле,
во время длинного путешествия, если вы, конечно, не за рулём). Для этого вам
хватит … рук. Делаем ножки с помощью указательного и среднего пальцев рук, и
человечек побежал. Придумайте роли для своих человечков и вперёд, преодолевать самые
разные препятствия. В этой игре большим плюсом является возможность физического
и духовного контакта родителя с ребенком.
С помощью исторических игр, например, в рыцарей, принцесс
можно познакомить ребенка с другим миром, развить интерес к историческому
прошлому. Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать
строительству домика для ребенка – под столом, накрытым шторой, из стульев, из
подушек и т.д. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно
собраться с мыслями, почувствовать себя защищённым, дошкольнику же особенно это
важно. Это место, которое он может осознавать как «своё» и предаться там своим
фантазиям.
Таким образом, в
связи со всем выше сказанным, Уважаемые родители, играйте со своими детьми в
сюжетно-ролевые игры.
Рекомендации по организации
сюжетно-ролевой игры:
- Старайтесь постепенно усложнять игры, чтобы
ребенок развивался.
- Создайте домашнюю систему игр с ребенком. В одни
игры играет папа, в другие мама, в какие-то бабушки, дедушки, а в
некоторые рекомендуется играть всей семьей.
- Старайтесь даже в ролевую игру вносить элементы
соперничества. Все дворовые ролевые игры – прятки, салки и другие –
построены на своего рода борьбе. Дети, умеющие соревноваться, более
дружелюбны.
- Оказывайте внимание и уважение ко всем детским
играм.
- Проявляйте инициативу и желание участвовать в
игре.
- Сопереживайте чувствам ребенка.
- Папам необходимо минимум 20 минут в день играть с
ребенком.
- Место для ролевой игры принципиального значения
не имеет.
- Игры должны периодически повторяться, чтобы
ребенок понял, чему он научился.
Цель: расширять кругозор детей, закреплять
знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать,
дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан»,
«путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль,
карта мира.
Возраст: 6–7
лет.
Ход игры:
предлагаете детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию
выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о
том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль
проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится
ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей.
Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.
Сюжетно - ролевая игра "Правила движения" Цель: продолжать учить детей
ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения.
Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь
ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост
ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника
ГИБДД - милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения,
техталоны.
Возраст: 6–7
лет.
Ход игры: детям
предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах
города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между
собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать
правила дорожного движения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.04.2020
Дата обновления: 10.04.2020
Дата публикации: 10.04.2020