25.04.2020
ДОМАШНИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с
удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их
просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и
плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда прийти
на помощь своим героям. Кукольный театр полезно иметь везде, где находятся
дети: в школе, в детском саду, дома, в летнем детском лагере, в детской
больнице и пр. Крохотные марионетки, надевающиеся на детский пальчик, скрасят
вашим детям многие часы, проведенные в автомобиле или в приемной врача.
Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление.
Кукольный театр благоприятно влияет на развитие эмоциональной сферы малыша,
заряжает его радостью, положительными эмоциями. Участвуя в театрализованных
играх, дети знакомятся с окружающим миром. Детям нравится играть, особенно со
сверстниками. Игра для них — дело серьезное, но в то же время веселое.
Родителям всегда доставляет огромное удовольствие наблюдать, как дети дома или
в детском саду разговаривают от лица своих кукол. Дети испытывают потребность
пробовать себя в самых разных ролях. А когда взрослый спрашивает голосом
Петрушки: «Ну что, все собрались?» или шутит с клоуном, надетым на руку, то все
дети сразу же охотно подхватывают игру.
Самый первый кукольный спектакль можно показать ребенку даже во время его
младенчества — уже в 6-7 месяцев вы можете устроить для него настоящее
представление. Вы берете в руки любимую игрушку и начинаете от ее имени петь
песенки и разговаривать с малышом.
Ребенок открыт воображаемому миру, воображаемой ситуации. Малыш не обращает
внимания на ваши руки, он видит историю, которая перед ним разыгрывается, и
сопереживает, примеривая на себя поведение героев.
В возрасте 2,5 лет можно разыгрывать с ребенком простые сказки при помощи
обычных домашних игрушек. Опять же, сейчас продаются прекрасные готовые
куклы-перчатки практически для всех популярных сказок. Сначала ребенок видит
маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять игрушку в свои
руки и заговорить от ее имени. Очень важно, играя, обращаться к ребенку,
вовлекать его в действие. Чтобы игрушка ожила, нужно самому быть немножко
волшебником. Если такие спектакли в ваших руках достаточно выразительны и
«заразительны», то с 3-4 лет дети сами активно играют с игрушками-артистами.
Игра в театр поможет вам узнать о сокровенных переживаниях малыша, которые он
подчас не понимает и сам и с которыми не в силах справиться. Если вам, к
примеру, кажется, что малышу не слишком уютно в детском саду, но вы не
понимаете почему, предложите разыграть в куклах историю о том, как кукла-мишка
пошла в детский сад. Пусть он выступит и в роли новичка, и в роли
воспитательницы, и в роли ябеды, жадины, забияки. Разыграйте сценки, как
медвежонок в садике обедал, гулял, ложился спать. Поверьте, вы узнаете о жизни
своего ребенка гораздо больше, чем из беседы с ним самим или с его
воспитательницей.
Застенчивым малышам марионетки помогут общаться с другими людьми: потявкать или
заговорить от имени собачки гораздо проще, чем это сделать самому. Особенно эти
куклы необходимы гиперактивным детям, поскольку, управляя такой игрушкой,
ребенок, сам не замечая того, учится контролировать свои движения, действовать
осторожно и произвольно.
В развитии игры, а следовательно, и ребенка, очень важная роль принадлежит
родителям. Больших усилий и «затрат» для этого не нужно. Главное — быть ближе к
своему малышу, наблюдать за тем, что он чувствует и переживает в данный момент,
и как можно больше играть.
Театр-игра
К
пяти годам ребёнок уже может справиться с настоящей «актёрской работой», т.е.
разучить свою роль и сыграть её в спектакле для публики. Для какой публики? А
для родных бабушек с дедушками, дядями и тётями, для соседских ребят и их
родителей.
Технология
проста. Собираете несколько детей (если своих недостаточно, зовёте товарищей по
детскому саду и других), выбираете сказку (желательно короткую, желательно
смешную или с элементами таинственности), распределяете роли. Если в сказке
имеются какие-нибудь ночные гномы, домовые или колдунья в чёрном – это то, что
нужно! Вполне подойдёт одна из басен Крылова, например, «Стрекоза и муравей».
Там мало действующих лиц, и в то же время имеется диалог. Но помните, что
главное для спектакля – действие. Если сказка кажется вам слишком затянутой, –
сокращайте. Особенно безжалостно сокращайте слова повествователя – оставляйте
минимум, необходимый для разъяснения действия.
Распределение ролей
Дети
примеряют на себя свои роли слишком буквально. Поэтому девочки очень любят
играть принцесс и добрых хозяйственных падчериц. Но кто-то должен играть и
мачех, и мачехиных дочек. Что же делать? Постарайтесь преподнести отрицательных
персонажей с юмором, сделайте их забавными. Превратите театр в веселье. К слову
сказать, мачеху вполне может сыграть мальчик. Это всегда получается
очень смешно.
Затем остаётся выучить реплики. Дети обычно запоминают их быстро.
Если участвуют товарищи по детскому саду или по подъезду, попросите их
родителей хотя бы разок повторить реплики дома. Для себя вы можете оставить
роль сказочника – должен же кто-то вести повествование: «Жили-были старик со
старухой…» Выходить на сцену не обязательно – читать этот текст можно из-за
кулис и там руководить всем процессом: следить за выходом артистов,
подсказывать слова, если кто-то разволнуется и всё перезабудет.
Реквизит
Разумеется, нужно подготовить костюмы. Для этого сгодятся
подручные средства: из собственной летней юбки можно смастерить платье до пола.
Не нужно ничего резать: где-то подколоть булавками, где-то прихватить ниткой.
Крылышки для стрекозы легко сделать из проволоки и тюля (на плечах конструкция
закрепляется с помощью резинок, как рюкзак) – что-то подобное продают в
магазинах в преддверии Нового года.
С гримом тоже всё понятно: у вас есть косметичка, а в ней тени,
румяна и прочее. Если вас это не устраивает, можно купить грим для детского
театра в магазине.
Старайтесь обойтись минимальным набором декораций. Понятно, что
роль трона может исполнить обычный стул. Он же годится на роль собачьей конуры
и даже рояля. Ваша выдумка решит все проблемы.
Сцена
Даже если у вас однокомнатная квартира – это не повод отказываться
от постановки. Гости рассаживаются на диване, а в центре комнаты происходит
действие. Дверь в прихожей – это кулисы, за которыми толпятся артисты. Летом
можно устроить представление на свежем воздухе, среди зелени.
Этот праздник – детский. Вы можете
фонтанировать самыми необычными идеями. Но помните: этот театр – не для вас. Он
– для детей. Не пытайтесь добиться стопроцентной слаженности и актёрской
отдачи. Дети – не актёры. Им не интересно работать над ролью бесконечно.
Старайтесь не перестараться! Иначе дети потеряют всякий интерес к вашей затее.
Есть ещё одна проблема. Некоторые дети наотрез отказываются играть
в постановке, потому что хотят смотреть. Выход простой. Пусть кто-нибудь из
взрослых снимет весь спектакль на видеокамеру. Или на фотоаппарат. И тогда дети
не только смогут посмотреть на себя со стороны, они почувствуют себя
киноартистами.
Возможно, такой домашний театр – дело хлопотное. Но оно того
стоит. Это не только решение дидактических задач – ваши дети получат опыт
публичного выступления. Не говоря уже о том, что это просто праздник!
Шьём Перчаточные куклы
Играя
с перчаточными куклами, ребенок имеет возможность высказаться, говоря от лица
куклы. Родителям это поможет понять ,что у ребенка на душе, что он чувствует в
данный момент.
Иногда в домашнем кукольном театре можно проиграть сложную для ребенка ситуацию
(больница, разлука с домом, проблемы в садике или в школе). Заговорившая
перчаточная кукла в руках ребенка подскажет вам как ему помочь.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.04.2020
Дата обновления: 30.04.2020
Дата публикации: 25.04.2020