17.09.2024
Император демонстративно ушёл с премьеры оперы Глинки
Михаил Иванович Глинка по праву считается основоположником
отечественной русской классической музыки и первым русским
композитором-классиком, которому удалось достичь мировой славы.
Успех композитору принесла его опера «Жизнь за царя» («Иван
Сусанин»). В этом музыкальном произведении композитору удалось органично
соединить европейскую оперную и симфоническую практику с русским хоровым
искусством. Впервые появился национальный герой, воплотивший в себе лучшие
черты национального характера.
А вот премьера второй оперы композитора - «Руслан и Людмила»
- принесла Глинке ряд чувствительных огорчений. Премьера оперы состоялась в
Большом театре в Санкт-Петербурге в тот же день, что и премьера первой оперы
Глинки – 9 декабря. Высшему обществу опера не понравилась, публика её
освистала, а император Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после
четвёртого акта демонстративно вышел из зала.
Впрочем, современники отмечали, что оперу эту Глинка писал
более чем небрежно. В.П.Энгельгардт 1894 году писал М.Балакиреву: «Полной
автографной партитуры «Руслана» никогда не существовало. Отдельные номера
посылались им в театральную контору для переписки, оттуда не возвращались и там
пропадали». А план оперы, если верить современникам, и вовсе «намахал»
Константин Бахтурин «в четверть часа под пьяную руку». Тем не менее опера в
первый свой сезон прошла 32 раза в Петербурге и столько же в Париже, тогда как,
по свидетельству Ференца Листа, опера «Вильгельм Телль» Джоакино Россини в свой
первый парижский сезон была дана только 16 раз.
Известно, что Михаил Иванович Глинка был слаб здоровьем.
Это, однако, не мешало ему путешествовать, к тому же географию композитор знал
прекрасно. Он свободно владел шестью иностранными языками, среди которых был и
персидский.