Адаптированная программа МАДОУ №326 (ТНР)
Обучающиеся с тяжелыми
нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную
разнородную группу,
характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения,
разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности
детей в овладении навыками речевого общения.
Дошкольники с ТНР овладевают
грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как
правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие
овладения грамматическим строем речи детьми с ТНР проявляется в более медленном
темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы
языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого
развития.
При включении ребенка
с речевыми нарушениями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации
обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического
сопровождения. Реализация данного условия возможна благодаря имеющейся в Российской
Федерации системы медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам с ТНР.
С учетом специфики
дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС
ДО, Стандарт), разработана настоящая адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – Программа).
Стандарт определяет
инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного
образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их
достижения.
Адаптированная общеобразовательная
программа МАДОУ № 326 для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана с учетом
Примерной адаптированной общеобразовательной программой ДО для детей с тяжелыми
нарушениями речи, разработанной ГАОУ ДПО СО «ИРО», Основной общеобразовательной программой МАДОУ №
326, рабочей программой учителя-логопеда МАДОУ, Уставом МАДОУ. Программа является
документом, с учетом которого в МАДОУ №326, осуществляется образовательная деятельность на
уровне дошкольного образования самостоятельно
разрабатывает и утверждает
адаптационную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее Программа)
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
По своему организационно-управленческому
статусу данная Программа обладает модульной структурой.
Рамочный характер Программы
раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в МАДОУ
№326, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей
детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи,
определение структуры
и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно
как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная
и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается
основная общеобразовательная программа МАДОУ №326. Модульный характер представления
содержания Программы позволяет конструировать адаптированную основную образовательную
программу дошкольной образовательной организации для детей дошкольного возраста
с ТНР.
Содержание Программы
в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела –целевой, содержательный
и организационный.