Исследование профориентационных направленностей детей дошкольного возраста

27.10.2021

Хочу поделиться с воспитателями своим опытом и наработками в области профориентационных направленностей детей дошкольного возраста

 

Профориентация дошкольников – современное инновационное направление в воспитательно-образовательном процессе детского сада. ФГОС дошкольного образования определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, цель которого – «формирование у детей позитивных установок по отношению к различным видам труда». Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности человека. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

В процессе обзора диагностических методик по выявлению уровня сформированности представлений детей о мире профессий, я изучала сферы детских интересов и способностей, нравственных установок и остановилась на адаптированном варианте профориентационного опросника Е.А. Климова. Данная методика позволяет определить уровень мотивации ребенка к различным видам деятельности. Для каждого человека характерно преобладание определенных интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, кому-то – творить, а чей-то конек – общение. Согласно теории известного российского психолога Е. А. Климова, эти варианты взаимодействия можно объединить в пять типов: с природой, с техникой, с людьми, со знаковой системой, с художественным образом.

Тестирование дошкольников проходит в игровой форме. Дети получают тестовые бланки с рисунками и фломастеры. Я объясняю правила заполнения бланков, затем предлагаю детям выбрать и отметить «плюсиком» занятия, которые им наиболее интересны. На основании полученных данных предпочтения ребят разделяются на группы: Человек – природа, Человек – техника, Человек – человек, Человек – знаковая система, Человек – художественный образ. Результаты учитываю при составлении картотеки кейс-игр и игровых мероприятий по развитию интереса дошкольников к профессиям. По итогам составляю план тематических мероприятий на учебный год, а также даю рекомендации родителям: в какой области развивать ребенка, где у него есть интерес, потенциал, в каких мероприятиях он успешно примет участие.

Ниже приведен примерный тестовый бланк, а также перечень кейс-игр и мероприятий, которые могут быть реализованы с дошкольниками в течение учебного года. Яркие впечатления, полученные детьми в процессе деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с представителями профессий, чтение книг и рассказов о людях труда существенно обогатят игровую деятельность. Проведенная мной работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Результаты педагогической диагностики за учебный год свидетельствуют о положительной динамике развития профессионального самоопределения дошкольников. У детей значительно повысился уровень сформированности представлений о профессиональной сфере взрослых людей. В сюжетно-ролевых играх дети активно используют знания о людях разных профессий, реализуют свои профессиональные интересы и устремления. Это дает нам основание полагать, что реализуемая инновационная модель профориентационной деятельности по решению задач образовательной области «Профориентационное развитие» является эффективной.


Ключ к тесту:

Человек – природа — 1 а, 3 б, 6 а, 10 а, 11 а, 13 б, 16 а, 20 а

Человек – техника — 1 б, 4 а, 7 б, 9 а, 11 б, 14 а, 17 б, 19 а Хочу такой сайт

Человек – человек — 2 а, 4 б, 6 б, 8 а, 12 а, 14 б, 16 б, 18 а

Человек – знаковая система — 2 б, 5 а, 9 б, 10 б, 12 б, 15 а, 19 б, 20 б

Человек – художественный образ — 3 а, 5 б, 7 а, 8 б, 13 а, 15 б, 17 а, 18 б

Просмотров всего: , сегодня:

Исследование профориентационных направленностей детей дошкольного возраста.docx (скачать)

Дата создания: 04.11.2021

Дата обновления: 04.11.2021

Дата публикации: 27.10.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».