Исследование профориентационных направленностей детей дошкольного возраста
27.10.2021
Хочу
поделиться с воспитателями своим опытом и наработками в области профориентационных
направленностей детей дошкольного возраста
Профориентация
дошкольников – современное инновационное направление в
воспитательно-образовательном процессе детского сада. ФГОС
дошкольного образования определяет трудовое воспитание как одно из направлений
социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, цель которого –
«формирование у детей позитивных установок по отношению к различным видам
труда». Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики,
определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности человека. В зависимости от способностей, психологических
особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему
ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и
отношение к определенным видам деятельности.
В процессе обзора диагностических
методик по выявлению уровня сформированности представлений детей о мире
профессий, я изучала сферы детских интересов и способностей, нравственных
установок и остановилась на адаптированном варианте профориентационного
опросника Е.А. Климова. Данная методика позволяет определить уровень мотивации ребенка
к различным видам деятельности. Для каждого человека характерно преобладание
определенных интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с
техникой, кому-то – творить, а чей-то конек – общение. Согласно теории
известного российского психолога Е. А. Климова, эти варианты взаимодействия
можно объединить в пять типов: с природой, с техникой, с людьми, со знаковой
системой, с художественным образом.
Тестирование дошкольников проходит в
игровой форме. Дети получают тестовые бланки с рисунками и фломастеры. Я объясняю
правила заполнения бланков, затем предлагаю детям выбрать и отметить «плюсиком»
занятия, которые им наиболее интересны. На основании полученных данных предпочтения
ребят разделяются на группы: Человек – природа, Человек – техника, Человек –
человек, Человек – знаковая система, Человек – художественный образ. Результаты учитываю при составлении картотеки кейс-игр и
игровых мероприятий по развитию интереса дошкольников к профессиям. По итогам составляю
план тематических мероприятий на учебный год, а также даю рекомендации родителям:
в какой области развивать ребенка, где у него есть интерес, потенциал, в каких
мероприятиях он успешно примет участие.
Ниже приведен примерный тестовый бланк,
а также перечень кейс-игр и мероприятий, которые могут быть реализованы с
дошкольниками в течение учебного года. Яркие впечатления, полученные детьми в
процессе деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с представителями
профессий, чтение книг и рассказов о людях труда существенно обогатят игровую
деятельность. Проведенная мной работа в этом направлении позволит ненавязчиво
подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет
жизненный успех.
Результаты педагогической диагностики за учебный год свидетельствуют о положительной динамике развития профессионального самоопределения дошкольников. У детей значительно повысился уровень сформированности представлений о профессиональной сфере взрослых людей. В сюжетно-ролевых играх дети активно используют знания о людях разных профессий, реализуют свои профессиональные интересы и устремления. Это дает нам основание полагать, что реализуемая инновационная модель профориентационной деятельности по решению задач образовательной области «Профориентационное развитие» является эффективной.
Ключ к тесту: Человек
– природа — 1 а, 3 б, 6 а, 10 а, 11 а, 13 б, 16 а, 20 а Человек
– техника — 1 б, 4 а, 7 б, 9 а, 11 б, 14 а, 17 б, 19 а Человек
– человек — 2 а, 4 б, 6 б, 8 а, 12 а, 14 б, 16 б, 18 а Человек
– знаковая система — 2 б, 5 а, 9 б, 10 б, 12 б, 15 а, 19 б, 20 б Человек
– художественный образ — 3 а, 5 б, 7 а, 8 б, 13 а, 15 б, 17 а, 18 б
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.11.2021
Дата обновления: 04.11.2021
Дата публикации: 27.10.2021