03.02.2024
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Мнемотехника -
это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Цель обучения
мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно
психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Овладение
приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и
одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических
процессов: памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование
информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы, а также
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Мнемотаблица -
это схема, в которую заложена определенная информация. Как и любая работа,
строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов,
последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Что можно
изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице производится графическое или частично
графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий,
т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы
нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы
служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей.
Мы их используем для решения всего спектра речевых задач.
Одной из
основных задач ДОУ является формирование и развитие у дошкольников связной
самостоятельной речи, т.е. умения четко, логично, последовательно рассказывать
о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое
смысловое и структурное целое. Наиболее сложным видом такой речи для
ребенка-дошкольника является монологическое высказывание.
Значение
связной речи в жизни дошкольника очень велико. Уровень рассказывания определяет
готовность ребенка к школьному обучению. Без умения четко формулировать свои
мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах
невозможно полноценное общение, творчество, саморазвитие личности.
Однако помимо
нормального развития речи, отмечаются отклонения в развитии речи. Наиболее
ярким является общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые
расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики,
грамматики). К сожалению, количество детей, у которых отмечается это нарушение,
растет год от года. Для ОНР характерно более позднее начало речи. Речь
аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Речь детей с ОНР малопонятна.
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с
нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или
интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев,
однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.
Вопросы
формирования связной речи изучались А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С.
Выготским, А. А. Леонтьевым и др., а исследования речи у детей с речевой
патологией нашли свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н.
Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.
Эффективным
коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим
недоразвитием речи служат приемы мнемотехники. Козаренко В.В. дает следующее
определение мнемотехники: «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же
– техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство
запоминания, т.е. речь идет о системе приемов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций».
Для дошкольников
мнемотехники имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с
преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше
вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи
позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную
информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с
поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы
делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
В дошкольном
возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном
непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство –
исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго,
необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный
образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося
просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной
зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Исследование
мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем их зрительной
памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и
возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их
слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально
говорящими детьми.
Созданная в
1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала
мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием
креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях.
Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что
ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.
Одним из методов активизации творческого мышления ребенка являлась
символическая аналогия.
Символическая
аналогия включала в себя обобщенный, абстрактный словесный или
графический образ объекта.
Символическая
аналогия может быть:
Графической, т.е. обозначающей
каким-либо символом реальный образ или образы, выделив в них общие признаки.
Она подводит к понятию – приему «свертывание» - умение выделить в образе самое
главное. Данный вид необходим для того, чтобы нестандартными образами выработать
у ребенка мышление, богатое воображение, умение обнаружить скрытые зависимости
и связи.
Начинать надо
с самого простого – научить детей условному изображению любых предметов, умению
их классифицировать (любая геометрическая фигура может означать какой-то предмет).
Необходимо дать детям возможность высказать свои идеи. Главная цель – показать,
что разные предметы могут обозначаться одинаковыми геометрическими фигурами.
Затем предлагается обозначить предметы не любыми фигурами, а теми, которые они
напоминают, закрепляя умение «видеть» абстрактный образ объекта.
Далее с
помощью различных линий необходимо показать характер, образ, т.е. научиться
изображать графические характеристики-портреты героев. Когда дети научатся
изображать символами предметы, героев сказок и т.п., можно предложить
составлять модели сказок, в которых можно помимо образов героев, изобразить их
действия.
Учась
«записывать» сказку, составлять ее модель, дети приобретают очень важное умение
– умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные
сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую.
Умение составлять модели позволит детям в будущем составлять план успешного
ответа, писать изложения, сочинения.
Словесная символическая
аналогия позволяет словами-символами кратко передать содержание или смысл
произведения. Вместо длинного текста составить короткий, если каждое
предложение или абзац обозначить словесным символом.
Для детей в
речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему.
Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки
связной речи. И в этом помогает мнемоника или мнемотехника - система различных
приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования
дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Искусство
запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти
Мнемозины – матери девяти муз.
Первые
сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и
принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Основателем
педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В XVIв. в Кембриджском
университете преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано
Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так
получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном
мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. И, главное,
педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это
делала классическая мнемотехника. Проще говоря, педагогическая мнемотехника
отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и резко
снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла
запоминать хронологические таблицы, а делала акцент на естественное запоминание
при интенсивном «пережевывании» изучаемого материала. Это - известное со времен
школы многократное чтение текста; откровенная зубрежка, переписывание
изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов), создание
большого количество вспомогательного (дидактического) материала и многие другие
методы.
В XVIв.
педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической.
Классическая мнемотехника, без сомнения, эффективнее педагогической. Однако методы
педагогической проще, понятнее, и доступнее.
Использование
мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет»
мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении
соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, и при
дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации воспроизводит все
ранее соединённые образы. Суть работы заключается в следующем: на каждое слово
или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по
памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения
ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Процесс запоминания делится
на 4 этапа: кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно
сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление
информации в памяти.
Данная
технология базируется на представлении о сложной и активной природе процессов
запоминания, она открывает широкие возможности для более эффективного
заучивания детьми стихотворного текста, даже детьми с проблемами в развитии.
Она формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в
памяти поступившую информацию; развивает образное мышление, творческие
способности детей, зрительную память.
Мнемотехнику в
дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами
(Воробьева В.К.), предметно-схематическими моделями (Ткаченко Т.А.),
блоками-квадратами (Глухов В. П.), коллажем (Большева Т. В.), схемой
составления рассказа (Ефименкова Л. Н.).
Приемы
мнемотехники особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у
них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал
усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по
развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать
зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с
поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не
изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это
значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Дидактическим материалом
служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения
и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических
процессов; на преобразование абстрактных символов в образы; и на развитие
мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Важно
отметить, что способность запоминать зависит, в первую очередь, не от памяти, а
от мышления и внимания. Нарушение в работе этих психических процессов делают
практически невозможным произвольное запоминание. Вся система запоминания в
мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных
операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и
сохранения информации в мозге, где зрительные образы - инструмент для
запоминания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать
наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические
аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций,
облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть
мнемотехники.
В настоящее
время приемы мнемотехники являются наиболее актуальными. Возможности
мнемотехники расширяются, их можно использовать для развития навыков
словообразования у детей с ОНР (Расторгуева Н.И.). Барсукова Л.И. при работе
над автоматизацией звуков в качестве нетрадиционных коррекционно-развивающих
технологий предлагает использовать мнемодорожки, поскольку они позволяют ускорять
процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.02.2024
Дата обновления: 11.02.2024
Дата публикации: 03.02.2024