11.02.2021
Невозможно
представить нашу повседневную жизнь без богатого, наполненного эмоциональным
внутренним содержанием мира музыки, в котором пение, как самый доступный для
широкого круга людей, вид музицирования занимает большое место. Ведь голос —
это уникальный музыкальный «инструмент», данный человеку самой Природой.
Пение
оказывает большое эмоциональное влияние на поющего. Оно не только доставляет
удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, память, дыхательную
систему, активизирует творческие способности. Пение тренирует артикуляционный
аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечеткой,
нелепой.
По мнению
Н.А. Ветлугиной, пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, «в
процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке,
обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – слуховые
представления звуковысотных отношений». (Н.А.Ветлугина. «Музыкальное
развитие».)
Пение
является основным средством музыкального воспитания. Оно наиболее близко и
доступно детям. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно
выражают свои переживания и чувства. Также пение способствует развитию речи.
Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению
отдельных звуков и слогов. Оно объединяет детей общим настроением. И поэтому в
процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух,
память, чувство ритма.
Проблема
постановки певческого голоса дошкольника одна из наиболее сложных и наименее
разработанных в музыкально-педагогической теории и практике. От того, насколько
хорошо дети владеют вокальными навыками, зависит яркость, музыкальность
художественного образа.
Детский
музыкальный слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В годы
дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо
малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и поэтому требует к себе
бережного отношения.
В практике
моей работы проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего,
в том, что старшие дошкольники незначительно использовали певческий потенциал.
Как девочки, так и мальчики затрудняются петь в высоком или низком регистрах,
«боятся выходить» за рамки диапазона, зачастую заменяли громкое пение на крик,
а тихое – на шёпот. В силу несформированного до конца артикуляционного
аппарата, часть звуков ребята поют искажённо, заменяя гласные и согласные
близкими по звучанию, не вовлекая в двигательный процесс ротоглоточный аппарат
и мышцы лица. Излишняя трудность заметна при умении детей правильно использовать
бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.
В этой
связи, основной целью моей педагогической работы стало развитие певческих
навыков детей дошкольного возраста.